Золотое сечение в ландшафтном дизайне – Что надо знать о золотом сечении в ландшафтном дизайне

Содержание

Что надо знать о золотом сечении в ландшафтном дизайне

Золотое сечение в ландшафтном дизайне — краеугольный камень проектируемого пространства. Этот принцип помогает создать на участке интересную асимметричную, но подчиненную правилам гармонии, целостную и законченную композицию.

Важная информация

Еще древние греки пытались найти высшую гармонию, анализируя мир и соотношение его частей друг к другу. Они заметили, что если большая часть какого-либо предмета относится к меньшей так же, как большая часть относится к целому (большая часть вместе с меньшей), то этот предмет выглядит гармоничным и красивым. Например, человеческое лицо кажется более красивым тогда, когда расстояние ото лба к кончику носа и от кончика носа к подбородку укладывается в правило золотого сечения.

То же касается и расстояния от макушки головы человека до пупа и от пупка до ступней.

Назвал этот принцип золотым сечением Леонардо да Винчи. Он его использовал в своих картинах, когда изображал лицо человека или его тело. Все его картины композиционно тоже укладываются в эту формулу. Реализован данный принцип и во многих его изобретениях.

золотое сечении в ландшафтном дизайне

В основе правила — чистая математика. Такие взаимоотношения большей и меньшей части выражаются численно. Нагляднее всего это видно на отрезке. Если отрезок принять за х и разделить его на две неравные части х1 (большая часть) и х2 (меньшая часть), то чтобы получилось золотое сечение, х так должен относиться к х1, как х1 относится к х2. При этом х = х1 + х2; а х2 = х – х1.

Если записать длины отрезков, например, в сантиметрах (или метрах), то отношение целого к большей части и большей части к меньшей будут равны примерно 1,6. При этом, если принять отрезок х за единицу, х1 будет равно примерно 0,62 этого целого отрезка, а х2 – 0,38.

Аналогично можно нарисовать и треугольник, где две более короткие стороны по отношению друг к другу и к большей части укладываются в формулу золотого сечения.

И любое соотношение, которое имеет в итоге примерно 1,6, укладывается в эту формулу.

Постепенно данный принцип перешел в архитектуру, музыку. А потом и в дизайн, в том числе ландшафтный. Знание цифровых значений золотого сечения позволяет без особых проблем рассчитывать расстояния проектируемого пространства.

Гармоничная асимметрия

Этот принцип применим к любому объему или плоскости. Если он используется, объем или плоскость выглядят гармонично и пропорционально (несмотря на то, что части неравные). Гармонично и пропорционально будет выглядеть и участок, который облагораживается по закону золотого сечения в ландшафтном дизайне.

Чаще всего по этой формуле высаживаются цветники, кустарники и деревья.

Это касается как высоты растений, так и их расположения.

При планировке участка (расположения дома, дорожек, различных насаждений и т.п.) тоже желательно опираться на рассматриваемый принцип.

Это позволяет обеспечить гармонию в восприятии, достичь душевного равновесия людям, которые будут жить в этом пространстве.

В природе тоже все устроено по принципу золотого сечения. Например, укладываются в эту формулу спираль ДНК и любая природная форма в подобном виде, а также расположение листьев на деревьях.

В ландшафтном дизайне можно довести реализацию этого принципа до совершенства. Применить его к положению растений в пространстве — вертикально и горизонтально, в выборе композиционных решений и даже в использовании цвета (к примеру, можно высаживать растения разных цветов, располагая их на участке по формуле «0,68–0,32»).

золотом сечении в ландшафтном дизайне на даче

Создавая гармоничную композицию в ландшафтном дизайне, нужно активно использовать геометрические формы: круг, квадрат и треугольник. С золотым сечением в первую очередь связан треугольник. Композиционные решения, основанные на правиле треугольника, позволяют грамотно разделить участок при проектировании пространства.

Упрощенно говоря, правило треугольника означает, что на участке желательно создавать группы из элементов числом не более 3. При этом все они должны быть разного размера и (или) разной высоты — от большего к меньшему.

Правило треугольника

Высаживать насаждения нужно в виде треугольника либо по одной линии (но группой в 3 элемента). Если это треугольник, то насаждения должны располагаться по его углам. При этом правило треугольника можно использовать одновременно и в высоту. Например, самое маленькое дерево высадить на одной из вершин треугольника, дерево побольше — на второй, а самое большое — на третьей. И длина отрезков треугольника, и высота деревьев должны хотя бы приблизительно (абсолютная точность в ландшафтном дизайне невозможна) укладываться в рассматриваемую формулу.

Это же соблюдается, когда деревья высаживаются в одну линию. Расстояния между первым и вторым деревом должно составлять 0,68 частей, между вторым и третьим — 0,32. При этом деревьям желательно быть разноуровневыми и по высоте относительно друг друга максимально приближаться к золотому сечению.

В итоге вся композиция обретет объем и законченность.

В этом смысле простор для фантазии огромный. К примеру, можно высаживать деревья не только разной высоты, но и различных видов (например, посадить яблоню рядом с березой и ивой) или разной кроны — тогда дерево с широкой кроной красиво закроет большую часть линии, по которой идут посадки.

По такому же принципу можно высаживать все растения — деревья, кустарники, цветники. А если к этому присоединить еще и дорожки, строения и др., т.е. максимально усложнить композицию, то в итоге можно получить очень необычный результат.

Таким образом, золотое сечение — это тот случай, когда асимметрия (ведь все отрезки и части объективно не равны друг другу) выглядит более гармоничной и красивой, чем симметрия.

 

 

 

Похожие статьи

landshaftt.ru

Правила ландшафтного дизайна

Речь пойдет о таких вещах, о которых мы часто не задумываемся, а профессионал начинает с них. Простые люди создают свой дизайн по собственному желанию и восприятию часто не обращая внимания на такие вещи как совместимость, уместность, размер. Но есть еще и другие важные аспекты, с которыми обязательно работают профи ландшафтного дизайна.

  1. Ограда как проекция чувства защиты в своем собственном природном комплексе

Первое правило – это не просто одно из правил ландшафтного дизайна участка, а корень, в который зрит вся композиция. Ограда – это рамка, завершающая всю картину. Ну возьмите и на Рембранта нацепите самую простую пластиковую тоненькую рамку. Вопиющее зло! Так и сад, вместе с домом хотят своего обрамления. Заборы – это не просто способ оградить свою территорию, а и эстетическое удовольствие. Одни вписывают их сад (но это не частое явление, и, скажем, не дешевое), другие «подбирают под дом», а потом заселяют остальную территорию растениями, третьи выходят из своих возможностей (в большинстве случаев), а на дачах – это вообще необязательно (бабушки и дедушки не всегда считали нужным их присутствие вокруг участка).

Ограда позволяет создавать многоуровневые композиции, вводит в сад вертикали, становится фоном для зеленых насаждений. Она может быть металлической, каменной, кирпичной, гладкой, структурированной, разной высоты, комбинированной по материалам и т. д. и т. п. В общем, у фантазии нет предела, лишь бы она не упиралась в денежку. Хотя…

Единственное правило для ограды в спокойном и уютном саду – это гармония между ею и другими элементами. Помните только, это Ваш собственный уютный мир, где Вы отдыхаете или работаете в свое удовольствие, отрешась от окружающей из вне суеты.

  1. Регулирующие линии

linii_300x223

Очень важное правило для любого стиля сада — будь то итальянский, французский или супер современный сад с техническими новинками. Линии помогают увидеть композицию по частям и целом, скорректировать. Они соединяют дом и сад, переходят с дома в сад и наоборот.

Линии создаются деревьями, растениями, архитектурными формами, водоемами, ограждениями и домом. Они бывают простыми и сложными, прямыми, горизонтальными, вертикальными, диагональными. С помощью растений жесткие прямые линии дома в стиле модерн можно смягчить растениями, характерными для японского сада — сакурой, кленами, хризантемами.

При высаживании молодых растений важно помнить о том, как они будут изменятся во времени. Ведь вся композиция создана для Вас и должна во всех своих ипостасях доставлять радость созерцания именно Вам.

  1. Правило «золотого сечения»

zolotoe-se4enie_300x196Это правило ландшафтного дизайна участка настолько внедрилось в жизнь человека, что пользуясь им, он этого не замечает. Во всех сферах науки, техники и искусства присутствуют пропорции, симметрии и асимметрии подчиняются ему.

Правилом «золотого сечения» пользовались древние создавая пирамиды, Парфенон и, как Вы видите, стоят до сих пор и будут еще стоять. Более поздним примером может послужить знаменитый рисунок человека от Л. Да Винчи.  Он как ученый исследовал это понятие. Оно помогало правильно и помогает распределить не только нагрузку физическую, а и эстетическую.

«Золотое сечение» — неотъемлемая часть жизни человека и его самого. Так и сад нуждается в нем. Грамотный ландшафтный дизайн участка проектируется основываясь во многом на нем. Суть в том, что площадь разбивается на сегменты (сегменты, а не части потому, что не только размеры разные, а и формы тоже разные). Работает это приблизительно так: меньшая часть относиться к большей, как большая ко всему целому. В процентах вот так: 62% на 38%.

  1. Обращение к работам известных ландшафтных дизайнеров

При самостоятельной работе над своим проектом стоит обратится к работам уже состоявшихся дизайнеров. Это значительно облегчит работу и даст возможность воспользоваться уже готовыми приемами. Вот первая десятка мировых гуру ландшафтного дизайна участка.

  • Кристофер Ллойд – мастер по совмещению классики и новинок.
  • Роберто Бурль Маркс – символист, график, способный перенести картину на участок.
  • Жан-Поль Ганем – дизайнер, который подойдет тем, кто хочет воссоздать у себя сельский пейзаж.
  • Чарльз Дженкс – мастер-график и философ, способный воплотить самые смелые космические фантазии при помощи самых обычных вещей.
  • Андре ле Нотр – босс французского стиля.
  • Ланселот Кейпебилити Браун – король английского садового направления.
  • Пит Удольф – мастер по использованию местных растений.
  • Коичи Курису – дизайнер ландшафта в японском стиле.
  • Мери Рейнолдс – любительница природных ландшафтов.
  • Патрик Бленк – если не знаете, как создавать вертикали в саду, обратитесь к его работам.
  1. Соразмерность архитектурного наполнения сада

zelenaiabesedka_300x200Мы часто говорим, что лучше больше, чем меньше. В саду же идеально, когда основные архитектурные формы сбалансированы и не имеют никакого отношения к выше сказанному. Мы понимаем, что Вам хочется похвалится перед соседями и друзьями, например, таким: а у нас большой пруд или большая беседка … Но при этом участок небольшой и эти конструкции занимают почти всю площадь. Так вот, большой пруд требует много усилий и затрат по уходу за ним, а большая беседка трудно декорируется растениями и редко используется по полной. Большие вещи – большим садам.

Если же Вы все-таки готовы к крупным размерам, то пруд делайте неправильной формы с мостиками и маленькими тихими заводями, а беседку наполните контейнерными растениями —  стоячими и висячими.

  1.  От большого к малому

Оно больше относится к растениям, но и к строениям тоже применимо. Однако, удачная посадка – успех всего сада. Здесь стоит обратиться к трем небольшим указаниям, существенно упрощающим в дальнейшем уход за садом.

  • Начинать высаживать растения надо с крупномеров, далее кусты, кустарники и цветы. Напоследок следует оставлять травяной покров.
  • Прежде чем сажать растения надо вычислить площадь, которая понадобится им для нормальной жизнедеятельности
  • Количество растений не должно уходить в бесконечность.

Последний пункт важен, ибо часто-густо наши сады – это коллекции, занимающие минимальную площадь и создающие массу проблем (не цветет, не растет, часто гибнет…). Он также связан и с остальными. В первом случае мы «втуливаем» растение в неподходящие места (ну оно ж так понравилось и так захотелось его у себя иметь). Во втором чаще всего о нем просто не помнят в момент посадки, а потом, во время роста, пытаемся понять и «вылечить или уничтожить» от болезней и насекомых (беда загущенных посадок: растения заражаются друг от друга, а мошка просто мигрирует себе туда-сюда).

  1. Групповые посадки

Групповые посадки на участке не просто явление, а закон ландшафтного дизайна. Сады и одинокие растения – несовместимые понятия. Их наполненность зависит от стиля сада и в той или иной мере какое-то растение будет доминировать. Это может быть как многолетник, так и однолетник. В первом случае меньше хлопот, второй предполагает при желании хозяина смену настроения каждый сезон.

В групповых посадках также следует придерживаться правила «от большего к меньшему». Исключением станут клумбы с определенным рисунком, рабатки, бордюры, живые изгороди. Для них сразу-же и высоту прогнозируют (она тоже может быть частью рисунка).

  1. Доступность

oudolf_300x225Это самое простое и понятное правило. Оно больше всего заботится о хозяине сада. Пренебречь им могут не все. Его суть в заботе о кошельке владельца с периода, когда сад только закладывается и работает всю его жизнь, немного корректируя периодически его (кошелька) вместимость.

Доступность – это такой подбор растений, где учитываются цена, зонированость и уход. Если захотелось экзотики, а климат местный не позволяет, то купите себе это удовольствие, только держите в горшке и вовремя пересаживайте.

rozisad.ru

правило золотого сечения / Дизайн студия Киров

На страже красоты и эргономики вашего загородного участка всегда находится ландшафтный дизайн – комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию эстетических параметров газонов, клумб, кустарников и деревьев, а также основополагающих объектов земляных наделов и элементов декора. И несмотря на кажущуюся простоту и логичность готовых решений, ландшафтный дизайн в Кирове и любых других городах – это лишь доля импровизации, в остальном имеет место свод важных правил и ключевых принципов. Но так ли это на самом деле?

Как создается профессиональный ландшафтный дизайн?

Любой грамотный дизайнер скажет, что настоящий ландшафтный дизайн – это целая совокупность правил и принципов, которым следуют опытные специалисты. Единство стиля, лаконичность и простота, правило доминанты – все это, безусловно, важная теория, однако, ни один ландшафтный дизайн в Кирове невозможно представить без правил геометрических форм.

Принцип золотого сечения – важное требование, которое учитывает действительно грамотный ландшафтный дизайн.

Киров знает десятки примеров, когда именно это правило позволило дизайнеру подготовить сногсшибательный проект, который получил отличное практическое воплощение. Осталось разобраться, что представляет собой принцип золотого сечения.

Ландшафтный дизайн: соотношение размеров

Ладншафтный дизайн: золотое сечение

В целом, принцип золотого сечения основывается на использования определенных пропорций, что касается размеров, форм, цветов и расположения ключевых элементов.

Примером могут служить габариты и формы кустарников, деревьев, цветов: используя градацию от большего к меньшему, вы сможете упорядочить процесс воплощения ландшафтного дизайна. Выглядеть это может следующим образом:

  1. Сначала высаживаются крупные деревья округлой формы и различных форм листьев;
  2. Далее следуют кустарники (невысокие или игольчатые кусты) меньшей высоты;
  3. Нижний ряд – цветочные клумбы, имеющие самую скромную высоту.

При этом, ландшафтный дизайн в Кирове, как и любом другом городе, предполагает использование формы разностороннего треугольника.

Например, высота первого яруса – 8 частей, второй – 5 частей, а третьей – 3 части. В итоге получается гармоничный ряд: с любого ракурса окажутся заметны все три компонента дизайна, что и является одной из ключевых целей. То же самое касается расположения ключевых элементов ландшафтного дизайна на участке: если посмотреть на границы сверху, также вполне может получиться разносторонний треугольник, созданный по принципу золотого сечения.

Золотое сечение и ландшафтный дизайн: пропорции

Теперь настало время отметить, а каким именно пропорциям необходимо следовать, если вы выбираете профессиональный ландшафтный дизайн. Киров способен привести десятки различных вариантов, однако, всегда можно назвать те, которые используются чаще всего: 3:5; 5:8; 8:13; 13:21.

Ландшафтный дизайн предполагает использование пропорций золотого сечения т.к. вся природа и мир в целом устроен по этим правилам.

Да и само разделение следует считать условным, ведь исходить следует из индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого проекта – это серьезное решение, требующее основательного подхода. Ведь ландшафтный дизайн должен органично смотреться и вызывать положительные эмоции для человека, то есть приносить эстетическое удовольствие. Правило троицы в ландшафтном дизайне действует при выборе: трех форм, трех цветов, трех высотТо есть, гармония использования в посадках трех форм растений, трех разных цветов разной высоты. Здесь надо вспомнить пропорции золотого сечения 8:5:3 или правило - целое относится с большему, как большее к меньшему. Отсюда главная рекомендация: брать компоненты в разных долях.

  • Форма. В композиции растений необходимо предусмотреть различные формы растений. Небольшие растения будут служить дополнением высоким и объемным. Это правило применимо и к форме листьев.
  • Высота. Посадка растений происходит таким образом, чтобы был организован хороший вид со всех сторон и ни одно из них не загораживало другое.
  • Цвет. Например, создать клумбу в бело-жёлтых тонах. По правилу троицы необходимо определить, какого тона будет больше, белого или жёлтого и конечно в небольшой пропорции внести третий цвет, например, оранжевый.

Ладншафтный дизайн: правило третей

Оптимальный ландшафтный дизайн

Но несмотря на наличие различных правил, принципов и прочих требований, ландшафтный дизайн в Кирове, Москве, Казани и любом другом городе – это, прежде всего, искусство, которым обязан владеть исполнитель. Да и слепо следовать указанием учебников также нет никакого смысла, ведь именно заказчику придется оценивать работу дизайнера, а о вкусах, как известно, не спорят.

Выходит, что ландшафтный дизайн – это не только знание теории и внушительное портфолио исполнителя, но и другие не менее важные требования.

Проще говоря, работа современного специалиста должна вестись сразу в нескольких направлениях:

  • Учет индивидуальных требований и предпочтений заказчика. Ведь именно клиент задает ориентир, каким именно он планирует видеть свой ландшафтный дизайн. Киров – это сотни различных заказчиков, каждый из которых имеет свой взгляд на вещи;
  • Владение искусством дизайна, знание правил и законов, в том числе принципа золотого сечения, о котором мы говорили выше;
  • Умение сопоставить теорию и практику, учитывая индивидуальные особенности участка, с которым ведется работа. Ведь далеко не всегда удается воплотить то или иное решение, так как рельеф местности и другие особенности могут накладывать ряд ограничений;

Студия «Идеальное решение» - это профессиональный ландшафтный дизайн в Кирове, который отвечает всем требованиям заказчика, эргономики и современности!

Автор: Першина Полина
Копирование с ссылкой на источник

design43.ru

Законы ландшафтного дизайна

Строительство / Ландшафтный дизайн


Законы ландшафтного дизайна

Гармония садаПри создании общей композиции сада следует учитывать соотношение форм по геометрическому строению, по величине, фактуре, цвету, положению в пространстве; большое значение имеют светотень, симметрия и асимметрия, а также заданный ритм. И во главе всего один-единственный принцип — гармония.

В современных частных садах можно использовать опыт старых мастеров или привнести в него какие-то новинки. Главное, не забывать учитывать все аспекты определенной местности. Слушайте природу, учитесь ее видеть и изображать. Сад должен отражать именно вашу индивидуальность, ваше видение пространства.

Выделяйте акценты в виде скульптур, одинокого красивого дерева. Расширяйте просторы, например, в виде лужайки, за которую отодвинется тенистая часть сада. Устраивайте кабинеты, укромные уголки, откуда зрителю откроется красивая панорама или неожиданный вид на какое-то красивое растение или архитектурную композицию. Создавайте доминанты в виде вертикальных элементов.

Единство и соподчиненность

Итак, единство и соподчиненность, разделение и объединение. В оформлении ландшафта, как вы уже знаете, есть принцип разделения — зонирование участка. Но имея разные по функциональному значению зоны, необходимо обеспечить их соподчиненность какому-то единому принципу: цвету, форме и т.д., в выделении какого-то единого акцента. Доминантой любой композиции может служить декоративное растение с оригинального цвета кроной — японский клен, к примеру, или бересклет.

Пропорции

В саду очень важны пропорции. Универсальный закон золотого сечения позволяет нам определить пропорции, являющиеся гармоничными. В нем дается определение золотого сечения: при среднепропорциональном делении отрезка на разные части весь отрезок относится к большей своей части, как большая часть — к меньшей. Коэффициент золотого сечения равен 0,618. Еще древние египтяне пользовались этим принципом при создании пирамид, храмов.

Между прочим, правилу золотого сечения соответствуют соотношения всей поверхности Земли к водным поверхностям, равнин к горному ландшафту и т.д. Значит, в этих цифрах что-то есть.

Как использовать в ландшафтном дизайне закон золотого сечения? Очень просто: у вас есть дорожка определенной ширины, и вы планируете сделать вдоль нее бордюр. Ширину дорожки умножьте на коэффициент золотого сечения и получите оптимальную ширину цветочного бордюра. Посадили дерево, которое вырастет до 5 м, значит, рядом посадите такое, которое во взрослом состоянии будет иметь высоту 5x0,618. Вот примерно так используют закон золотого сечения в ландшафтном дизайне.

Линейная и воздушная перспектива

Линейная перспектива — визуальная изменчивость размеров предметов в зависимости от расстояния до них, а воздушная перспектива — это очертания в пространстве и четкость восприятия этих предметов в зависимости от расстояния до них.

Как вы знаете, две параллельные линии визуально пересекаются на линии горизонта. Взяв за основу это явление, можно создавать в саду визуальные эффекты. Например, если ширина дорожки по мере ее удаления будет уменьшаться, то визуально она станет длиннее, а само пространство как бы глубже. Используя это явление, можно создавать визуальные эффекты больших расстояний, в то время как территория на самом деле не такая уж и обширная.

Обычно объекты смотрятся выигрышнее, если расположены на ровной горизонтальной поверхности либо на небольшом возвышении. Некоторые элементы ландшафтного дизайна (водоемы, цветники в регулярном стиле) лучше раскрываются, если смотреть на них сверху. А высокие деревья с замысловатой ажурной кроной интереснее рассматривать, глядя снизу вверх.

Закон воздушной перспективы имеет свои особенности применения. С увеличением расстояния до объекта уменьшаются его яркость, четкость, и в получаемой картинке увеличивается доля воздушного пространства. Насаждения со светлой, серебристой или пестролистной листвой, расположенные на переднем плане, будут оптически сокращать расстояние до них.

Есть много способов увеличить глубину пространства, в их числе кулисы из растений или даже архитектурных сооружений. С их помощью можно сфокусировать внимание на какой-либо доминантной точке. А глубина перспективы подчеркивается кулисами, расположенными не единой линией, а с разрывами (как вагоны в поезде).

Симметрия и асимметрия

Симметричная планировка сада — строгие упорядоченные линии посадок, дорожек — это признак регулярного стиля. В пейзажном саду все линии асимметричны, как в естественном ландшафте.

Ритм

Ритм — повторение какого-то элемента ландшафтного дизайна с определенным интервалом. Это могут быть клумбы, группы кустарников, скульптуры. Не следует злоупотреблять этим приемом, тогда уйдет чувство ритма и появится ощущение монотонности.

Контраст

Контраст — ярко выраженное различие по одной или нескольким характеристикам: цвету, размеру, фактуре. Высокое дерево и низкий кустарник, форма кроны плакучая и пирамидальная с прямостоячими ветвями, белая и красная розы, лист глянцевый и матовый. Используют либо один контрастный признак, либо несколько, но контрастов не должно быть слишком много, тогда они превращают композицию в хаос.

Нюанс

Нюанс — плавный переход. Приемы контраста и нюанса используются одновременно. На расстоянии мы видим лишь контрастные акценты, а по мере приближения начинаем различать нюансы перехода. Переход цвета от белоснежного к насыщенно-красному может сопровождаться размещением между контрастными культурами растений с розовой окраской цветов.

Масштабность

Все элементы ландшафтной композиции должны соотноситься друг с другом и в масштабе. На маленьком участке не строят большие беседки, перголы, не роют пруд на половину участка. На больших просторах очень осторожно работают с миниатюрными объектами.

Цвет

Цвета делятся на хроматические и ахроматические. К первой группе относятся цвета: синий, голубой, фиолетовый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный, зеленый. Ахроматические — это белый, черный и серый.

Цветовая гамма сада имеет более сотни разных оттенков, и она постоянно меняется. В ландшафтном дизайне важно использовать цвета, благотворно влияющие на человека: позитивно настраивающие, успокаивающие. Яркие тона позволяют вызвать эмоциональный всплеск, взбодрить, поднять настроение: красный, желтый, оранжевый, розовый. Синий и фиолетовый, а также зеленый, наоборот, обладают успокаивающим действием.

Красный цвет — наиболее яркий, динамичный, его трудно подавить другими цветами. Это цвет страсти, лидерства, настойчивости и упорства. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные — более уравновешенные.

Желтый вызывает ощущения тепла, света, ассоциируется с солнцем. Цвет легкости, беззаботности и веселья, уверенности в себе. Но слишком яркие оттенки желтого делают этот цвет более агрессивным и жестким, поэтому тут важно чувство меры.

Оранжевый цвет — это теплота, радость, праздничное настроение, ощущение полноты жизни. Очень благотворно влияет на человека.

Розовый цвет — смесь красного и белого. В нем сила и мощь красного цвета и легкость, окрыленность белого, а вместе получается позитивный взгляд на жизнь. Он успокаивает, избавляет от негативных навязчивых мыслей. Не зря говорят: надел розовые очки.

Синий хотя строгий и холодный, но он дарит энергию. Он доверчивый и верный одновременно, укрепляет силу духа и способствует прояснению мыслей и восстановлению нервной системы.

Фиолетовый повышает самооценку, бывает мрачноватым, но его величие и роскошность завораживают.

Зеленый цвет уравновешивает в саду яркие взрывные краски и пассивные спокойные тона. Он успокаивающий, связующий, умиротворяющий, но в нем заложена мощная позитивная энергия. Он ничего не требует, никуда не зовет, но позволяет найти внутри себя стабильность и путь к процветанию через новые начинания.

Белый — цвет мира. Он легкий, воздушный, нейтральный, вдохновляет, зачаровывает, оберегает. Кстати, помните, что раньше косяки дверей (да и сами двери) красили в белый цвет, и в этом есть тайный смысл — входящий через такую дверь человек оставлял все злые помыслы снаружи. Белый цвет хорош в контрастных композициях, способен увеличивать объем.

Черный цвет — поглощающий, он сдержан и загадочен, но призывает к действию. Он усиливает влияние ярких красных и желтых цветов, визуально уменьшает пространство.

Цветовая композиция сада выстраивается либо по принципу контраста: зеленый — красный, желтый — фиолетовый и т.д., либо как сочетание оттенков одной цветовой гаммы. Но в том и другом случаях используют разные пропорции, чтобы создать оптическую глубину.

Красный цвет визуально приближает объект днем, а вечером дает ощущение глубины пространства. Голубой цвет отдаляет предметы. Голубой дельфиниум, высаженный по периметру маленького участка, расширит его границы. Таким приемом можно пользоваться, когда участок узкий, вытянутый. Вдоль его самых длинных сторон надо высадить растения с голубыми цветками, и желательно, чтобы период их цветения не совпадал, тогда визуальный эффект продлится дольше, и ваши владения будут казаться солиднее.

Вечером соотношение цветовой гаммы меняется. Красный и желтый отдаляются, уходят в глубину сада, а синий и зеленый, наоборот, выходят на передний план.

Считается, что голубой цвет действует успокаивающе на нервную систему. Сейчас модно создавать монохромные сады, поэтому некоторые владельцы загородных участков заказывают ландшафтному архитектору именно «голубой сад». Но вы и сами можете попробовать реализовать такую идею. Посадите мускари, печеночницу, ветреницу, лобелию, гиацинты, сирень, незабудки, васильки, дельфиниум, флоксы, астры, в том числе многолетние, гладиолусы, и ваш сад с ранней весны до поздней осени будет в сине-голубой гамме.

Белый сад

Необыкновенно популярны сейчас белые сады. Белый цвет -цвет надежды, романтики, цвет фаты невесты. Абсолютно белый цветущий сад — это сказка, это облако грез! К тому же подобрать растения с белыми цветками не составит труда — их очень много: подснежники, нарциссы, тюльпаны, пионы, вероникаструм белый, ромашки, триллиум крупноцветковый, агератум, амбербоа, розы, гипсофила метельчатая, лилии, антеннария, флоксы, болтония, георгины, астры. А можно скомбинировать деревья, кустарники и цветы: конский каштан, сирень белая, дейция изящная, чубушник, спирея, волжанка двудомная, пион, флокс, снежноягодник белый, калина бульденеж, гортензия метельчатая.

Розовый сад

Помните, мы говорили о том, что розовый цвет помогает позитивно смотреть на жизнь? А нам так не хватает позитива... Сделайте у себя розовый сад! В нем найдется место для многих растений, некоторые из них я сейчас назову.

Агератум Розовый шар — низкорослый (25-35 см) сорт с оригинальной формой соцветий. Куст компактный, шаровидной формы. Соцветия крупные, пушистые, ярко-розовой окраски. Цветет обильно и продолжительно, с июня и до заморозков, предпочитает солнечные места. Размножается семенами. Растение отлично подходит для миксбордеров и бордюров, является хорошим фоном для многолетних культур.

Агростемма (куколь) — однолетнее травянистое растение, относится к семейству гвоздичных. Цветет в июне-июле, стебель прямостоячий, высотой 30-70 см, цветки среднего размера. Используется как горшечная культура, в клумбах и бордюрах. Любит солнечные места.

Азарина Барклая — одно из лучших ампельных растений для сада. Ее еще называют вьющейся глоксинией, ампельным львиным зевом, маурандией. Длина однолетней лианы — до 3,5 м. Средних размеров трубчатые цветки имеют ярко-розовую окраску, цветут с июня и до осени.

Анемона корончатая Адмирал (ветреница) — невысокое (15 см) многолетнее растение с очень яркими, махровыми цветками. Размножается клубнями, которые осенью выкапывают и хранят до следующей весны в сухом проветриваемом помещении. Из одной клубнелуковицы анемоны получается несколько цветущих растений.

Астильба Арендса Брессингэм Бъюти — многолетнее корневищное травянистое растение с отмирающей на зиму надземной частью. Стебли прямостоячие. Цветки розовые, собраны в крупные ажурные метелки. Цветет с конца июня и до начала августа. Астильба хороша в групповых посадках, используют ее в озеленении береговой зоны водоемов.

Астра новобельгийская Феллоушип — неприхотливый многолетник, высота куста 0,9-1,2 м. Цветки темно-розовые, крупные, махровые, до 7 см в диаметре. Цветение начинается с июля и продолжается до сентября включительно.

Василистник (таликтрум) — многолетнее зимостойкое растение, образующее компактные кусты до 1,2 м высотой, с крупными сизо-зелеными листьями. Цветки мелкие, лиловые, собраны в рыхлую, но крупную щитковидную метелку до 20 см длиной. Цветет на протяжении месяца, начиная с июня.

Гомфрена шаровидная — многолетник из группы сухоцветов, но в нашем регионе выращивается как однолетняя культура. Образует сильноветвистые кусты до 35 см высотой, цветки розовые, шаровидные, распускаются в июне и цветут до заморозков. Гомфрену используют в бордюрах, клумбах, рабатках, для выращивания в вазонах. Засушенные соцветия хорошо сохраняют окраску цветков и форму.

Колхикум (безвременник осенний) Уотерлили просто бесподобен. Это многолетнее клубнелуковичное растение высотой всего 15-20 см выращивают на хорошо дренированных почвах. Цветет в сентябре крупными (до 12 см в диаметре) махровыми цветками.

От цветущего безвременника этого сорта просто невозможно отвести глаза.

Остеоспермум (капская маргаритка, или карпатская ромашка) — многолетний полукустарник или кустарник высотой до 1 м, в условиях Средней полосы России выращивается как однолетник. Очень хорош сорт Санди Пинк с шикарными розовыми цветками, непрерывно распускающимися до самой осени.

Примула махровая Розанна — многолетнее травянистое растение, одно из самых раннецветущих. Невысокий кустик (до 15 см высотой) весь усыпан крупными махровыми розовыми цветками. Цветет с апреля по июль! Любит полутенистые места и влажную почву. Красиво смотрится в бордюрах и рокариях.

Физостегия Вивид — высокий (80-90 см) неприхотливый и зимостойкий многолетник. Соцветия колосовидные, до 30 см длиной, очень эффектные, цветки лилово-розовые. Цветение начинается в июле и продолжается в течение полутора месяцев. Срезка стоит долго.

Современное садоводство

Возможности ландшафтного дизайна при формировании садов поистине практически безграничны. Используя различные стили и приемы оформления, можно получить очень интересный результат: сад, выполненный в одном стилистическом решении или в нескольких, но объединенных какой-то одной идеей, монохромный сад или сад одного растения, сад трав, сад хвойников. Мы можем играть с цветом, добиваясь того или иного эффекта. Бледный цвет становится ярче, контрастнее на зеленом фоне, а в композицию с бледно-желтыми цветами удачно впишутся фиолетовые расцветки.

В общую цветовую палитру сада входит не только окраска цветков, плодов, листьев и ветвей деревьев, кустарников и травянистых растений, но и цветовое оформление фасадов дома, забора, хозпостроек и даже дорожек. Поэтому при выборе растений обратите внимание на те, что будут гармонировать по тону с архитектурными сооружениями и малыми архитектурными формами, либо используйте прием контрастов.

Основные принципы современного ландшафтного дизайна — это демократичность, красота и индивидуальность. Бешеный ритм жизни заставляет нас меняться и приспосабливаться к его динамике. Красивый сад — это замечательно, но сад, требующий минимального ухода при сохранении всей его декоративности, — это тренд последних лет. При этом сад не должен быть обезличенным. Присутствие какой-то необычной нотки, изюминки композиции обязательно.

Не угасает интерес к воссозданию традиционных российских усадеб с цветниками и фонтанами, скульптурами и скамейками, искусственными водоемами с запущенной туда рыбой, а также посадками сирени и жасмина.

Серость города и небольшое разнообразие красок пригородного ландшафта объясняют тягу к чему-то пышному, роскошному, яркому. Восточные сады пользуются популярностью сейчас и останутся востребованными еще долго.

Общие тенденции таковы, что чаще используется смешение стилей, предпочтение отдается пейзажным садам, но все большее значение имеют декоративные элементы. Цветы не просто посажены, а в кашпо, не обычная клумба, а обложенная камнями либо альпийская горка, не только водоем, а водоем с каскадом или водопадом. Различные мелкие детали: фигурки сказочных персонажей, животных, скворечники, садовые фонари, поилки для птиц.

Несмотря на то, что фигурная стрижка растений используется преимущественно в регулярных садах, но топиарии — зеленые скульптуры — модный элемент современного ландшафтного дизайна, который очень часто включают в план ландшафтного оформления парадных зон в пейзажных садах.

Последним писком моды, пожалуй, являются настоящие солнечные часы, созданные в частном саду. Это красиво, символично, стильно и, можно сказать, даже функционально.

Марина Иванова

selskaja-zhizn.ru

Золотое сечение в ландшафтном дизайне, искусстве и архитектуре.

Содержание статьи

Благоустройство приусадебной территории — решение для обновления участка

http://www.youtube.com/watch?v=hLs8tZD2Wcg

Удачное ландшафтное решение — это творческий процесс, который развивается по своим особым законам. И не важно, идет ли речь о создании впечатляющего паркового комплекса вокруг изысканного коттеджа или задачей является благоустройство небольшого загородного участка.   

Правильный подход к формированию гармоничной ландшафтной композиции и благоустройству приусадебной территории — одновременное проектирование строений, которые будут располагаться на участке, и садово-газонной зоны. Для этого достаточно взять лист бумаги и запечатлеть собственное видение будущей картины.

Сначала необходимо нанести контуры участка, выбрав удобный масштаб. Первыми на рисунке появляются строения. Центральная часть композиции — дом. Он должен расположиться так, чтобы перед входом можно было обустроить эффектную клумбу, удобную гостевую зону. Участок перед домом удобен для парковки, постройки гаража, домика для обслуживающего персонала.

Приватная зона, скрытая от посторонних глаз фасадом строения, предназначается для комфортного отдыха. Здесь может расположиться удобное патио, детская или спортивная площадка, деревянная банька. Нельзя забывать о традиционных уютных деталях — беседках, увитых розами, декоративных водоемах с эффектной подсветкой, ажурных скамейках и т. п. Что еще разместится на участке — зависит только от личных предпочтений. Возможно, грядки со специями, розарий, плодовый сад, оранжерея. На плане можно обозначить и дорожки. Они могут быть извилистыми (особенность пейзажного ландшафтного стиля) или прямыми (регулярный).

Участок оформленный своими руками

Завершение творческого процесса проектирования, скорее всего, не принесет приятного удовлетворения. Это неудивительно, благоустройство территории — задача для профессиональных дизайнеров. Но теперь им не придется угадывать желания владельца участка — технически несовершенный документ содержит всю необходимую информацию. Профессиональное корректирование проекта осуществляется по универсальным для ландшафтного дизайна правилам гармонии. Они действенны и в том случае, если предполагается создание только эффектной зеленой зоны.

Принцип золотого сечения в благоустройстве территории

Этот закон природной гармонии сформулировал Евклид (3 ст. до н. э.). О его существовании знали в Древнем Египте, наглядные «образцы» — пирамиды Хеопса. «Божественные пропорции» характерны для всех древних греческих, византийских, русских храмов. Его суть в том, что целое делится на две неравные части и соотносится с большей из них, так же как та, в свою очередь, с меньшей. Один из примеров мирового совершенства: территории океанов и суши — такая же пропорция, как вся поверхность Земли и ее водная площадь.

В ландшафтном дизайне закон золотого сечения позволяет достичь зрительного равновесия, психологической гармонии в восприятии. Условная ось симметрии может проходить по коньку дома, центру окна, середине забора или высокого дерева, газона. А все остальные объекты сада нужно расположить так, чтобы уравновесить баланс высоты и форм.

Законы линейной и воздушной перспективы в благоустройстве

Линейной перспективой называют изменение видимых размеров предмета при увеличении расстояния, а воздушной — искажение очертаний, яркости и четкости. Нам кажется, что параллельные линии пересекаются в точке горизонта. В ландшафтном дизайне с помощью этого эффекта можно создать впечатление обширности растительного пространства, постепенно сужая ширину уходящей вглубь дорожки. Ориентируясь на закон воздушной перспективы, можно сфокусировать внимание на оригинальной доминанте в дальней точке сада (например, на высоких растениях).

Единство и соподчиненность

В соответствии с этим законом благоустройство участка — это разделение его на отдельные части таким образом, чтобы создать единое целое. В ландшафтной концепции выделяют главный акцент. Ему подчиняют все остальные компоненты. Подоплекой доминирования может быть форма, размер, цвет, особенные декоративные качества. Например, бесспорным акцентом растительных композиций может стать японский клен, скумпия, ленкоранская акация, краснолистные кустарники и деревья.

Основная рабочая документация для проекта благоустройства

Создание гармоничного ландшафтного пространства потребует от специа

landshaftnyi-dizayn.mydiz.biz

Как правильно применить правило золотого сечения в цветнике неправильной формы?

Другие записи про клумбы

Редкий садовод не используют на своём садовом участке такой цветок, как георгин. Вырастить красивый, здоровый куст георгина умеют многие. Цветники с георгинами необычайно эффектны и неповторимы. Они цветут долго и ярко и не требуют особых...

Помогите, пожалуйста, советом. Есть такая клумба — посередине растёт дицентра и четыре куста аквилегии по краям. Чем заполнить остальное пространство, что с ними будет сочетаться по виду и времени цветения? Я так понимаю, что дицентра и аквилегия...

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, мне создать клумбу. Клумба находится между домом и лужайкой. Солнечная сторона, солнце целый день. Затеняют ее 2 большие яблони. Размер: 11 в длину, 2,5 в ширину. Половина находится на солнце, вторая половина...

Цветы сажали 1 раз и впопыхах. Теперь необходимо сформировать клумбу, но при посадке не могу предусмотреть, как разрастутся цветы, какой высоты они будут. Сажаю те же самые бархатцы, они вырастают выше заявленной информации на пакетиках с...

Чего только не найдешь в недрах интернета XXI века?! Предлагаю вам вариант необычных клумб из самой обыкновенной пластиковой посуды: белых вилок, ложек и ножей, которые могут превратиться в роскошные цветы. Особенно эффектно они будут смотреться...

Хочу сделать клумбу в теме Российского флага (триколор)! Посоветуйте, какие цветы одного сорта подойдут, чтобы был красный, белый, синий цвет? Спасибо!

Смотрите все материалы про клумбы: Смотреть все

7dach.ru

Золотое сечение в ландшафтном дизайне — Портал о стройке

Цитата сообщения Milendia_Solomarina Золотое сечение при создании композиции

  Художники при создании картин, фотографы, ловя удачный кадр и дизайнеры для гармонизации пространства в первую очередь думают о композиции - расположении объектов

сечен1 (700x294, 56Kb).

Если создаётся симметричная композиция – то здесь все просто. Элементы в такой композиции зеркальны по отношению к оси симметрии

blu_викторианмилен1 (662x425, 107Kb)table2 (656x700, 241Kb) .

А вот как быть с асимметричной композицией:

сечен0 (700x464, 258Kb) .
 

А создавать гармонию руководствуясь принципом ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ!

фонмоллюскзол.сечен (700x584, 282Kb)  polki3-6 (400x395, 60Kb) .

 

Сам по себе принцип достаточно известен, но знание и применение Золотого Сечения поможет Вам в любой сфере, чем бы Вы не занимались, от создания композиций до написания книг или выступления с лекциями. Вот как пишет о «золотом сечении» Анхель де Куатье:

« Вот Вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где Вы сядете – посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно Вашего тела, будет равно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, Вы произвели «золотое сечение»

.О «золотом сечении» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению», А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону.

Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение».

Посмотрите на рисунки. Какой из представленных прямоугольников Вам кажется наиболее гармоничным?

По результатам различных опросов, большинство людей признает самым гармоничным прямоугольник под номером 3. Именно он построен в соответствии с правилом «золотого сечения». Его стороны относятся друг к другу как 0,618:0,382 или, если обратиться к ряду Фибоначчи, то 3:5, или 5:8 или 8:13…

Итак, Золотое сечение является разновидностью геометрической пропорции: отношение целого к большей части должно равняться отношению большей части к меньшей. Если разделить отрезок прямой на две неравные части, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), получим результат, который и называют «Золотое Сечение». Это число равняется 1.618 или 0.618. Части же целого отрезка (а+в), взятого за 1, выражают в относительных величинах: а=0.62..., в=0.38 или в процентах 62% и 38%. Отношение золотого сечения выражается числом 0,618. Пропорция золотого сечения 1:0,618= 0,618:0,382

На основании пропорции золотого сечения был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующее число оказывалось равным сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 1З, 21 и т. д. Этот ряд был открыт итальянским математиком Фибоначчи и называется поэтому рядом Фибоначчи. Он обладает тем свойством, что отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к 0,618, то есть к отношению золотого сечения.

См. ВИДЕО тут http://rutube.ru/video/b792d73ce817f21b8ee07332f4cfd11b/.

Числа ряда Фибоначчи часто используются в дизайне для вычисления пропорций, т.к. работать с ними легче, чем с числом 0,618. Суть ряда состоит в том, что частное от любых двух соседних чисел приближается к 0,618, т.е. к тому гармоничному отношению, которое и необходимо нам для создания композиций

.

 

Примером использования этого ряда может стать составление букета.

Если букет состоит из двух элементов: цветка и вазы – то общая высота вазы в композиции должна составлять 3 части, высота цветка легко вычисляется относительно данной конкретной вазы и составляет 5 частей, а общая высота композиции, таким образом, составляет 8 частей.

Обратите внимание, цветок привязывается к размерам конкретной вазы. Забудьте про ситуацию, когда жалко обрезать подаренную длинную розу и она ставится в любую подвернувшуюся под руку вазу. Роза ровно во столько раз длиннее вазы, как 5 больше 3.

Если мы в ту же вазу захотим добавить еще два цветка, гармоничные пропорции будем рассчитывать так:

Основные пропорции остаются прежними. А дополнительные цветы добавляются таким образом, чтобы расстояние между ними было 3-5-8 единиц. Т.е не равномерно через одинаковые расстояния, а скачкообразно, чтобы усложнить ритм и придать ощущение движения. Размеры головок цветов тоже подчиняются золотому сечению: они уменьшаются в 0, 618 раз или как 3:5:8.

Если Вы оформляете картины, подбираете мебель для комнаты, хотите скомбинировать разные виды обоев на стене в гостиной или плитку в ванной – во всех этих случаях знание принципа Золотого Сечения сильно облегчает жизнь дизайнеру.

сечен2 (240x200, 11Kb) .Любая картина или фотография имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. В точках пересечения линий нужно помещать самые значимые объекты, для лучшего восприятия зрителя. 

Перед началом рисования надо сначала подобрать холст, соответствующий по размерам золотому сечению: 1 к 2; 2 /3; 3/5; 5/8....(это числа ряда Фибоначчи : 10х20; 20х30; 30х50; 50х80 см..
- Подобрав холст сделать на нем соответствующую сетку .
- Скомпоновать объекты в соответствии с этой сеткой.

 Вот пример на совмещенной сетке (спираль и прямоугольники)

сечен4 (600x400, 70Kb)

   .

Фотографов учат, что взгляд зрителя надо уважать. Это означает, что его нельзя заставлять мучительно блуждать по вашей фотографии от одного небрежно помещённого объекта к другому, в попытках понять, что тут более интересно - этот пень или тот камень? Иными словами, в вашей композиции должен быть центр внимания. Однако, недостаточно просто поместить некий объект в точку золотого сечения и уповать на психологию восприятия. Надо, чтобы вся композиция работала на «вежливое препровождение» взгляда зрителя к этому объекту, служила ответом на вопрос: что Вы хотите сказать этим кадром, и если ответа нет – лучше не снимайте его вообще.. Очень подробный урок для фотографов тут http://www.zhamkov.com/index.php?page=tutorial0023

сечен3 (565x374, 79Kb) .   

Но это правило имеет более широкое применение, чем просто создание интерьерных или архитектурных композиций. Согласно этому правилу строиться любое художественное произведение, будь то книга, лекция, кино или музыкальное произведение. Если Вы хотите, чтобы сюжет произведения был интересный и захватывающий, необходимо строить его таким образом, чтобы развитие темы происходило постепенно и поступательно, с постоянным нарастанием остроты. Кульминация, высшая точка сюжета, должны происходить на второй трети от начала сюжета (0,618 от всего сюжета). Затем выстраивается плавное постепенное ослабление остроты, объяснение всего происходящего. Если окончание оборвать резко, близко к точке кульминации, может возникнуть ощущение скомканности сюжета, недосказанности. Если конец затянуть – возникнет ощущение растянутости и скуки

.

Правило «золотого сечения» используется и как этический принцип. Его смысл в том, что все должно быть в меру. Не зря рабочий день в большинстве стран длиться 8 часов, что составляет 1/3 суток, т.е. число, близкое к 0,382:-)

Удачи в применении Принципа гармонии!

Source: www.liveinternet.ru

Читайте также

stroyka.ahuman.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх