Фарфоровая фабрика – Санкт-Петербургский фарфоровый завод

Содержание

Фарфор фабрики Попова: клейма, выпускаемая продукция

История предприятия
Фарфор мастеров завода
Клейма завода Попова

История предприятия

Первые шаги

История одного из ведущих частных фарфоровых заводов России первой половины 19-го века началась в селе Горубново Московской губернии. В 1804 году Карл Мелли, который ранее был комиссионером известной фарфоровой фабрики Гарднера, построил свой собственный завод. Однако в 1811 году он принял решение продать свое детище московскому купцу А.Г. Попову, передав вместе с заводом и его гарднеровское наследие.

Алексей Гаврилович Попов был купцом первой гильдии, советником по коммерческим вопросам, а также с 1822 по 1825 гг. московским городским головой. Его отличали энтузиазм и большое усердие в работе, в том числе и на фарфоровой фабрике. Так, в 1815 году в журнале «Северная почта» была опубликована заметка о его тогда еще молодом заводе. В ней было написано о том, что начинающее предприятие достигло большого совершенства в фарфоровых изделиях, а все элементы фарфора и его живопись «делают честь вкусу фабриканта». Такого мастерства уже в первые годы работы удалось достичь за счет большого энтузиазма Попова, стремления перейти от копирования чужих фарфоровых изделий к самобытным работам.

Расширение производства

Одной из проблем купца Попова было то, что по действующим тогда законам он не имел права привлекать к своей фабрике крепостных крестьян. В течение первых лет работы завода Попову приходилось нанимать рабочих. Лишь в 1825 году Московское дворянское собрание позволило ему величать себя дворянином. С этого момента Алексей Гаврилович начал активно переселять в свое имение в селе Горбуново крепостных из остальных своих имений.

Однако через двадцать лет после пожалования дворянского титула Попову пришлось защищать его, т.к. после проведенной в Московской губернии ревизии Московскому дворянскому собранию дали предписание отменить данный ранее Попову титул. Алексею Гавриловичу пришлось приложить огромные усилия для пересмотра дела, ведь от этого зависела не только честь и будущее его семьи, но и судьба фабрики, на которой к тому времени трудилось большое количество крепостных. Численность работников составляла более 250 человек, что было близко к численности Императорского фарфорового завода.

До самой кончины Попова предприятие процветало. Выпускаемая продукция была очень разнообразна. На заводе производили как дорогие сервизы под заказ, так и простую посуду для людей среднего и низкого достатка. Помимо разнообразной посуды это были скульптуры, вазы и различные фарфоровые изделия для дома.

Чашка с блюдцем с синим крытьем и изображением пейзажей. Завод Попова. 1830-1840-е гг.

После смерти Попова

После ухода Алексея Гавриловича из жизни в конце 1850-ых гг. фарфоровая фабрика перешла к незамужней дочери купца Татьяне, ее брату Дмитрию, а также частично к их матери Александре Васильевне. Сосредоточение производства в руках престарелых наследников и последующая отмена крепостного права не способствовали процветанию предприятия. После их смерти уже порядком разоренный завод перешел к детям Дмитрия, а затем был продан ими купцу Жукову. Позднее завод переходил из одних рук в другие, но никто из его новых владельцев так и не смог возродить производство фарфора. Последний из хозяев предприятия купец Фомичев закрыл его в 1875 году, распродав остатки былого величия другим заводам. Так, рецепты, по которым готовили краски, достались братьям Корниловым, а готовые формы для изготовления скульптур и сервизов продали на завод Иконникова.

Фарфор мастеров завода Попова

Широкий ассортимент

Купец Попов изначально взял курс на удовлетворение вкусов разных слоев населения, поэтому на фабрике выпускали как самые простые изделия, так и дорогостоящие сервизы тончайшей работы для богатых клиентов.

Первыми работами мастеров завода была предметы простой посуды, которую украшали выполненными в виде штриховки пейзажами Италии и золоченой каймой. Завод Попова стал одним из первых, кто предлагал потребителям так называемую «трактирную» посуду. Это были относительно грубые фарфоровые чашки, кружки, тарелки, пользующиеся большим спросом у людей невысокого достатка. Такую посуду отличала низкая цена, высокая прочность, удобство применения в быту и достаточная привлекательность. Благодаря всем этим качествам трактирную посуду стали повсеместно использовать в русских семьях среднего достатка. Спустя многие десятилетия после закрытия завода изготовленная на нем посуда встречалась во многих семьях села Горбуново.

Тарелка с изображением пейзажа. Завод Попова. 1810-1820-е гг.

Помимо простой посуды на заводе Попова делали изделия на заказ. Обычно это были дорогие сервизы, выполненные в духе того времени. Для придания изделиям вида драгоценностей их обильно покрывали позолотой и тщательно расписывали, кропотливо нанося каждый штрих. Особое изящество чашкам придавали высокие ручки, украшенные рельефными деталями цветов, листьев, крыльев и другими элементами. С этой же целью сужали горлышко и делали основание на ножке. Благодаря этому чашки напоминали миниатюрные вазы и в сочетании с расписными узорами и живописными миниатюрами смотрелись очень эффектно.

Чашка с блюдцем с изображением пейзажа. Фабрика Попова. 1820-1830-е гг.

Чашка с блюдцем с изображением пейзажа. Фабрика Попова. 1820-1830-е гг.

Одной из часто прослеживаемых форм ручек поповского фарфора являются крылья или изображения птиц. В чайниках ручку могли делать в единой композиции с носиком, что создавало некий завершенный образ изделия.

Чайник с жанровой сценой. Фарфор завода Попова. Начало 19-го века

Чайник с жанровой сценой.
Фарфор завода Попова.
Начало 19-го века.

На дорогих изделиях частенько не было «живого места», поскольку все пустое пространство мастера стремились заполнить орнаментом, узорами, цветным крытьем или популярными сюжетами. Хотя такие изделия были перенасыщены декором, московской знати предложенные цветовые решения пришлись по нраву. Продукция пользовалась заметным спросом у людей знатного сословия и вскоре стала узнаваемой за границей.

Тарелка с цветочным орнаментом. Завод Попова. ХIX век

Тарелка с цветочным
орнаментом.
Завод Попова.
ХIX век.

Скульптуры

Большой популярностью у поклонников поповского фарфора пользовались статуэтки. Интерес к ним со стороны коллекционеров и любителей музейных ценностей не пропадает и сегодня. Пожалуй, один из секретов такой востребованности объясняется высокой реалистичностью созданных персонажей. Так, изображая пастуха, стригущего овцу, мастер тщательно проработал каждую деталь: в мелочах прорисовал одежду пастуха, его позу, очень точно изобразил животное. Возможно, одежду простых работников изображали слишком праздничной, но зато авторам удавалось передавать живость сцен, наполнять зрителей определенными эмоциями.

Фигурка пастуха, стригущего овечку. Завод Попова. Первая половина 19-го века.

Фигурка пастуха,
стригущего овечку.
Завод Попова.
Первая половина 19-го века.

При создании фарфоровых статуэток поповские мастера зачастую не делали фигурки с нуля, а копировали те, что были созданы на других заводах. Они ваяли на распространенные в то время темы мифологии, создавали анималистические композиции, изображали персонажей популярных итальянских сюжетов, лепили простых работников или создавали точеные фигурки дам и их спутников.

Фигурка лесоруба. Завод Попова. 1820-е

Фигурка лесоруба. Завод Попова.
1820-е.

Как и многие другие фарфоровые заводы царской России, мастера завода Попова следовали мотивам, заданным Императорским фарфоровым заводом. Они изображали романтические или другие сцены, используя свои собственные оттенки. Большая часть скульптур расписывалась подглазурно и надглазурно. Некоторые работы представляли собой бисквитные скульптуры, то есть такие, которые подвергались только первичному обжигу.

Фигурка девочки с голубями. Фарфор завода Попова. XIX век

Фигурка девочки с голубями.
Фарфор завода Попова.
XIX век.


Пастушок с овцой на плече. Завод Попова. Середина 19-го века

Пастушок с овцой на плече.
Завод Попова.
Середина 19-го века.

Скульпторы любили создавать не только фигурки людей, но и предметы мебели, причем последние могли отражать быт персонажа или даже быть отдельным объектом скульптуры. Это могли быть также целые здания, выполненные в виде миниатюрных статуэток. Такие скульптуры создавали не менее тщательно, чем фигурки персонажей.

Кавалер, пишущий письмо. По модели И.И. Кендлера. Завод Попова. 1830-1840-е гг.

Уникальность изделий

Когда предприятие только начинало работать, мастера по большей части копировали известные образцы фарфора из Франции и Германии. Подражание относилось практически ко всем этапам работы над фарфоровым изделием. Однако в течение десяти лет работы завода мастера придумали собственную технику не только росписи, но и изготовления самих изделий. Работники завода стали использовать свой состав фарфора, разработали свои формы, придумали собственную цветовую гамму и нашли уникальные стили росписи. Все это сделало поповский фарфор уникальным и узнаваемым по определенным только ему характерным чертам.

Подсвечник. Завод Попова. Середина 19-го века

Подсвечник. Завод Попова.
Середина 19-го века.

Фабриканты не побоялись экспериментов и создали первую в стране лабораторию по изготовлению красок. Именно здесь появились оттенки, характерные для поповского фарфора: зеленые, ярко-синие, каштановые тона. Собственная лаборатория дала заводу определенное преимущество, потому что его фарфор отличался редкими по цветовой гамме фонами изображений, очень тонким чувством колорита. Если добавить к этому фарфор высокого качества и отличное исполнение художников по росписи, получались весьма впечатляющие работы, которые могли потягаться с продукцией Императорского фарфорового завода. После закрытия фабрики Попова формулы красок были проданы на завод Корниловых, где их с успехом применяли до конца существования мануфактуры, а затем предали Государственному фарфоровому заводу в Петрограде.

Тяга к новому быстро прославила сам завод и его мастеров. Некоторых из них приглашали на другие фарфоровые фабрики, чтобы они делали формы или занимались точением изделий. То же касалось и изготовленных форм. В частности, князь Юсупов закупал на заводе Попова формы под роспись для своей мастерской.

За свой энтузиазм и многолетние старания Попов получил ряд наград. В 1831 году он принял участие в московской выставке работ российской промышленности и вернулся с нее с малой золотой медалью. В фарфоре Попова отметили правильность форм, изящество, блеск и наличие вкуса в живописи. Два года спустя Алексею Гавриловичу вручили орден святого Станислава IV степени, а в последующие годы награды с выставок привез уже его сын Дмитрий. Его наградили орденами святого Владимира четвертой степени и святой Анны третьей степени.

На сегодняшний день произведения поповских мастеров не только не утратили своей актуальности, но и являются желанными объектами ценителей антиквариата. Даже в XIX веке фарфор фабрики Попова стоил дорого и по своей цене приближался к изделиям Императорского фарфорового завода, а сейчас их стоимость определяется весьма крупными суммами.

Блюдо с цветочным орнаментом. Завод Попова. Первая половина 19-го века

Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Попова.
Первая половина 19-го века.

Клейма завода Попова

В России еще с 1744 года стали выходить царские указы о клеймении продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. Таким способом власти рассчитывали защитить отечественную продукцию от подделок. Многие производители фарфора находили способы увильнуть от принятых требований или наносили клейма с нарушениями принятых норм, однако к заводу Попова это не относилось. Маркировать изделия на предприятии стали с первых лет существования завода.

popov-13.jpeg

На протяжении всех лет работы завода мастера использовали монограмму, составленную из инициалов купца Алексея Попова. Сплетение букв «А» и «П» изображали в самых разных вариациях.


В самые первые годы работы завода в 1810-ых годах монограмма «АП» была надглазурной и ставилась с помощью красной или золотой краски. Одновременно с ней использовали и синюю подглазурную марку. В последующие годы мастера перешли на синие и черные надглазурные и подглазурные варианты, а также использовали такой способ маркировки, как вдавливание в массу.


У клейм не было строго заданного размера, поэтому на изделиях можно встретить пометки разных размеров.

popov-16.jpg

На некоторых изделиях завода Попова вместе с монограммой из букв «АП» встречаются специальные знаки и буквы.


Такие обозначения обычно использовали до 1840-ых годов. Так, в период 1820-1840-ых гг. на фарфоровых изделиях завода Попова можно встретить буквы «Н» и «Б».


Поскольку часть продукции завода экспортировалась в Азию, на такой продукции изображали арабеску — сложный восточный орнамент. Обычно им дополняли традиционную монограмму «АП».


В редких случаях фарфоровые изделия помечали словом «Поповы». Предполагается, что такое клеймо относится к периоду 1850-1860 гг., когда заводом управляли наследники купца Попова. Эту надпись делали синей или черной краской до покрытия фарфора глазурью, а также вдавливали штампом в массу необожженной глины.


Разнообразие исполнения одних и тех же монограмм объясняется тем, что они делались вручную и зависели от характера самого мастера. От художников не требовалось точно копировать марку, поэтому каждый мог добавлять свои собственные элементы или изображать марку в зависимости от настроения, наличия времени.


Сохранность марки завода во многом зависела от того, насколько хорошо ее отпечатывали в массе или прописывали на изделии.


lermontovgallery.ru

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней

Императорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха.

С приходом царствования Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский» , «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 1

Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,— отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».

С вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские :они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа : «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».

В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.

Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 2

Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 3

В александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 4

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III).

В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 5

Спас завод Александр III (1881–1894): «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 6

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 7

С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 8

В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно — художественными принципами искусства фарфора.

Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 9

В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.

Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 10

В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им. В.И.Мухиной — С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.

Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.

В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н.Воронов. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 11

Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «ИФЗ» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 12

www.livemaster.ru

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката

Как-то раз в недрах маминых кухонных полок я «откопала» молочник от сервиза, который хорошо помнила с детства: чайник, сахарница, чашки с блюдцами, полоскательница (сейчас их называют сухарницами) и молочник. Сервиза давно уже нет, и, увидев молочник, я затосковала – то ли по сервизу, то ли по детству. Молочник мама мне, конечно же, отдала, но дома я обнаружила, что у него на дне трещина. Поставила я его на полку и решила поискать на просторах интернета что-то из этого сервиза. Вот тут-то и началось моё знакомство с фарфором и его историей.

Раньше мне и в голову не приходило рассматривать клеймо на кухонной посуде. Ну была она (посуда) и была. Во многих домах можно было найти похожие сервизы. Самые дорогие стояли в сервантах и доставались по случаю. Казалось, что такая посуда всегда была, есть и будет. Ан нет!

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 1Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 2

Клеймо на дне молочника на тот момент мне ни о чём не говорило. Выяснила (спасибо интернету), что это клеймо Кузяевского фарфорового завода, что недалеко от моего родного города Раменское. Стала искать информацию о заводе и...

Кузяевский фарфоровый завод основан братьями Новыми в 1816-1824 годах. Сейчас это Раменский район, тогда — Богородский уезд Московской губернии. Завод расположен неподалёку от Гжели и был одним из крупнейших, выпускавших фарфор и фаянс. До наших дней сохранилось много изделий завода, в большинстве случаев с маркой Ивана Нового, бр. Новых и А. В. Новой, которые отличает хорошее качество. Для продукции фабрики характерна простота форм и линий, а также следование популярному в то время стилю ампир. Особенно интересны ранние вещи, периода старшего сына Ивана, с жанровыми детскими сценками. В 1848 году Агафья Новая вышла замуж за заводчика Якова Храпунова, и завод начал именоваться «Фабрикой Храпунова-Новаго в д. Кузяево».

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 3

Чайные пары. Фарфор. Завод Храпуноав-Нового, 19 век

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 4

Чашка с надписью: «Дарю День Ангела». Завод Храпунова-Нового, 19 век

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 5

Чайная пара с цветным рисунком. Фарфор. Позолота, полихромная роспись. Завод братьев Новых, 1820-е гг.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 6

Сахарница «Бабочки и цветы». Фарфор. Завод братьев Новых, 1820-1830 гг.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 7

«Архитектурные виды». Чашка с блюдцем. Завод братьев Новых. Начало 19 века

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 8

Чайная пара с изображением князя Константина Павловича. Фарфор. Фабрика братьев Новых, 19 век

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 9

Статуэтки «Курящие турок и турчанка». Фарфор. Завод братьев Новых, 1850-е гг.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 10

Шкатулка «Изба». Завод Храпунова-Нового. 1850-1917 гг.

В 1918 году завод был национализирован и продолжал выпуски посуды. В годы советской власти завод не подвергался радикальной реконструкции и специализировался в основном на выпуске посуды — прежде всего, чайной. Здесь производились чайники, тарелки, чайные пары, пиалы, полоскательницы и т.д. Продукция изготавливалась как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Многие мастера живописи, начинавшие свою карьеру в Кузяево, позже переходили в ПО «Гжель» и достигали там заметных успехов.

В 2001 г. завод прекратил свое существование. Его промышленная база была выкуплена объединением «Гжель». В планах руководства компании было восстановление производства, однако задумкам не суждено было воплотиться в жизнь. Сегодня промышленные корпуса завода пребывают в аварийном состоянии.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 11

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 12

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 13Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 14

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 15

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 16Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 17

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 18

Когда я всё это увидела, мне стало очень и очень грустно. Фотографии говорят сами за себя.

И чем больше я читала об истории фарфора и фарфоровых заводов, тем больше узнавала о заводах, которые составляли когда-то гордость державы, а ныне канули в Лету! Это завод братьев Корниловых в Санкт-Петербурге (первый в России, где появилось клеймо «Made in Russia»), частный завод Попова (с. Горубново Московской губернии), Хайтинский фарфоровый в Иркутской области (завод братьев Переваловых), завод Федяшина (д. Жирово Бронницкого уезда Московской губернии), заводы Зусмана на Украине и многие-многие другие.

Одна только династия Кузнецова чего стоила! Ко второй половине XIX века «Товарищество М.С. Кузнецова» было крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса, майолики и других видов изделий на мировом рынке, имело 18 предприятий в Российской Империи.

В наше время из державных заводов продолжают работать Императорский завод в Санкт-Петербурге, заводы Гжели и два завода империи Кузнецова — в Дулёво и Вербилках.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 19Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 20

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 21Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 22

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 23Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 24

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 25

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 26

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 27Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 28

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 29

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 30

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 31Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 32

Вот так выглядят сейчас заводы, где создавались эти прекрасные вещи.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 33

Завод братьев Корниловых. Официально ликвидирован в 2003 году.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 34

Завод братьев Переваловых (Хайтинский).

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 35

Завод Кузнецова в Конаково (Тверская область). Признан банкротом в 2013 г.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 36

Завод Кузнецова в Риге. Прекратил свою деятельность в 1997 г.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 37

Завод Кузнецова в пос. Песочное (Ярославская область). Завод остановлен, оборудование распродано и порезано на металлолом.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 38

Завод Кузнецова в Новгородской области.

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 39

Кузнецовский завод в Будах (Харьковская область). Признан банкротом в 2006 г.

Таят заброшенные трубы свою печаль, свою печаль,

Окаменевшим тощим трупом завод молчал, завод молчал.

Судьба из треснувшей тарелки текла в века, текла в века.

И дождь пронзительный и мелкий шёл свысока, шёл свысока.

И Кузнецовский светлый образ – немой укор, немой укор.

Ползёт разруха злою коброй сквозь наш забор, сквозь наш забор.

Ценители фарфора собирают и коллекционируют фарфор, сохранившийся до наших дней.

А я продолжаю собирать частицы сервиза моего детства. Нашла сахарницу и пару блюдец Кузяевского завода. Нашла чайные пары — один в один, но уже завода «Красный фарфорист» — Чудово Новгородской области (один из кузнецовских заводов).

Фарфоровая история, или Кузяевский фарфоровый завод от рассвета и до заката, фото № 40

www.livemaster.ru

Фарфор Миклашевского, Волокитинская фарфоровая фабрика: клейма, выпускаемая продукция

История производства
Оригинальный волокитинский фарфор
Марки завода Миклашевского

История производства

Строительство завода

miklashevskii-1.jpgПомещик и промышленник Андрей Михайлович Миклашевский прожил 94 года и за свою долгую жизнь успел воплотить в жизнь многие свои замыслы. Одним из них стал фарфоровый завод, построенный в его родовом имении в селе Волокитино Глуховского уезда. Место для открытия Волокитинской фарфоровой фабрики было выбрано весьма удачно, так как недалеко от нее в селе Полошкино были найдены залежи лучшей в стране белой глины (каолина). Построив завод в 1839 году, Миклашевский пригласил на него наемных работников из окрестных поселений Черниговской губернии, а также отправил на предприятие своих крепостных крестьян.

Будучи поклонником западного искусства, Миклашевский пригласил для строительства фабрики потомственных французских фарфористов братьев Дарт. Именно они выступили организаторами всего фарфорового производства в имении. Франсуа Дарт стал директором завода, а также выступал в роли живописца и модельмейстера, в то время как его брат Август занимался созданием печей для обжига. Этим объясняется преобладание западного стиля в работах мастеров завода. Позже в фарфоровых изделиях мануфактуры стали применять приемы и техники, характерные для украинского искусства. Последним управляющим фабрики был крепостной крестьянин помещика Федор Петруня.

Расцвет и закат предприятия

Промышленник Миклашевский сделал очень правильный ход, поставив во главе завода искусного управляющего и сразу же занявшись коммерческой стороной дела. Пока заграничные мастера обучали местных работников хитростям западного искусства, сам Миклашевский активно распространял свою продукцию на выставках, продавал через свои лавки, купцов. В результате таких продуманных действий качественно и оригинально сделанные фарфоровые изделия стали быстро набирать популярность.

Фабрикантов нисколько не смущал размах очередной работы. Они брались как за миниатюрные фигурки, оттачивая их черты и детали с филигранной точностью, так и за большие и даже громадные работы. Среди последних стоит отметить изделия церковной тематики: фарфоровый иконостас и паникадила для церкви, которую историк архитектуры В. Вечерский назвал «удивительной» и не имеющей аналогов во всей Российской империи. К сожалению, церковь была уничтожена, однако в собрании Шосткинского государственного краеведческого музея сохранились фрагменты иконостаса.

Фрагмент фарфорового иконостаса. Завод Миклашевского

Фрагмент фарфорового иконостаса. Завод Миклашевского.

Многие из значительных работ были выполнены специально для имения помещика: фарфоровый камин, фарфоровая двухъярусная люстра сложной конструкции, часы, рамы из фарфора, а также многочисленные статуэтки, сервизы, домашняя утварь, которыми было принято украшать дома знатных особ.

В 1839 году, то есть в первый же год работы предприятия, на Всероссийской выставке промышленников Миклашевского наградили большой серебряной медалью, а в 1849 году на петербургской выставке российских мануфактурных изделий — золотой. В волокитинском производстве отметили значительную самобытность фарфора, многообразие представленных форм и их высокое качество.

Хотя предприятие официально было закрыто только в 1862 году, его упадок начался еще в середине 50-х годов 19-го века. Одной из основных причин заката фабрики стала отмена в царской России крепостного права в 1861 году и предшествующие ей настроения в обществе. Массовые протесты крепостных крестьян, их самовольные уходы с работы, призывы представителей разных политических направлений об освобождении крестьян от зависимости отрицательно влияли на работу многих мануфактур. Так как львиную долю работы на фабрике Миклашевского выполняли крепостные работники, с их уходом с завода в 1861 году начался стремительный развал предприятия. Год спустя завод пришлось закрыть.

Оригинальный волокитинский фарфор

Секреты популярности

Фарфоровые изделия Волокитинской фарфоровой фабрики зачастую называют слишком западными, несоответствующими характерным для фарфора Российской империи русским образам. Ценителям русского фарфора не нравилось то, что работы мастеров фабрики Миклашевского не содержали той остроты и того колорита, которым был насыщен фарфор русских мастеров. Даже если миклашевские живописцы изображали персонажи в русских нарядах, у них все равно получались не русские крестьяне, а немецкие или французские фермеры.

Причина этого заключалась в том, что изготовлением изделий и их росписью на заводе руководили опытные саксонские и французские мастера. Тем не менее, при работе с иностранной тематикой живописцы проявляли величайшее мастерство, что и стало одним из секретов большой популярности волокитинского фарфора. Он заметно выделялся своей оригинальностью на фоне во многом похожих друг на друга изделий других российских фарфоровых мануфактур.

Флакон «Китаец». Завод Миклашевского.1840-1850-е гг

Флакон «Китаец». Завод Миклашевского.1840-1850-е гг.

Успеху фарфора Миклашевского способствовала и отличная глина, с помощью которой удавалось создавать изделия превосходной белизны.

Мастера завода отличались высокохудожественным вкусом, находили самые неожиданные и поражающие своей красотой сочетания тонов и образов, издавали самую разнообразную продукцию от крупных ваз до мелких предметов быта, что не могли не оценить любители искусного фарфора.

Скульптура «Руины». Завод Миклашевского. 1840-1850-е гг

Скульптура «Руины».
Завод Миклашевского.
1840-1850-е гг.

Другой секрет заключается в том, что уже в первые годы существования завода промышленник Миклашевский поставил продажи фарфора на широкую ногу. Он представлял лучшие работы своих мастеров на самых крупных ярмарках в больших российских городах, а также открыл свои магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и ряде других крупных городов. Сохранились также сведения о поставках фарфора в Персию.

Интерес для коллекционеров

Фабрика Миклашевского довольно быстро оказалась в числе наиболее известных русских мануфактур, а ее яркие фарфоровые изделия привлекли внимание первых ценителей русского фарфора. Коллекционеры регулярно собирали лучшие фарфоровые образцы завода, благодаря чему многие изделия в целости и сохранности дошли до наших дней. В дореволюционной России фарфор Миклашевского сосредоточился в коллекциях Селиванова, Щукина, Морозова, Парфенова и некоторых других коллекционеров. Позже фарфор перекочевал из частных собраний в Государственный исторический музей, Государственный музей керамики в Кусково и иные музеи.

На сегодняшний день интерес к столь популярному на территории Российской империи фарфору Волокитинской фарфоровой фабрики ничуть не угас. Напротив, популярность в кругу коллекционеров привела к тому, что за последние годы миклашевский фарфор значительно подорожал и появился на рынке в виде множества подделок.

Изделия завода помещика Миклашевского поражают своим разнообразием и великолепием. Особый интерес представляют старинные чернильницы с фигурками-пародиями на известных французских литераторов (см. далее), декорированные имитацией драгоценных камней вазы и фигура Жанны д’Арк.

Жанна д

Жанна д'Арк.
Завод Миклашевского.
1840-1850-е гг.

Оригинальный декор

Мастера фабрики Миклашевского очень тщательно следили за веяниями моды, которые были характерны не только для русского фарфора, но и заграничных изделий. Например, поверхность одной из фарфоровых ваз мастер полностью покрыл маленькими лепными цветами вишни. Такой вид украшения применяли на мейсенской мануфактуре и называли их boule de neige, однако мастера завода Миклашевского использовали эту технику по-своему и приходили к оригинальным результатам.

Ваза «Буль-де-неж». Середина 19-го века

Ваза «Буль-де-неж».
Середина 19-го века.

Хотя волокитинские мастера выбирали традиционные для своего времени тематики, они смело экспериментировали с объемными деталями, узорами и красками. Так, помимо традиционных ваз с декорированными ручками и миниатюрами на живописные темы, они применяли рельефный декор, представляя изделия в новом свете. Стоило мастеру добавить вазе объемный декор на растительную тематику, а также обильно украсить ее внешнюю поверхность лепными деталями, как классическое изделие приобретало довольно оригинальный вид.

Ваза «Орешки». Фабрика Миклашевского. Середина 19-го века

Ваза «Орешки».
Фабрика Миклашевского.
Середина 19-го века.

Необычные решения касались не только ваз, но и других изделий, например, тарелок. В то время как на многих других фарфоровых мануфактурах вариации сводились в основном к нанесению разных узоров, на Волокитинской фарфоровой фабрике экспериментировали в том числе и с формой тарелок. Так, интересным решением являются кружевные края тарелок, хотя подобные кружева встречаются и в других работах, например, в изделиях мастеров завода Гарднера.

Тарелка. Завод Миклашевского. Середина 19-го века

Тарелка.
Завод Миклашевского.
Середина 19-го века.

Особенно интересны опыты мастеров мануфактуры с сочетанием цветов. В ряде изделий наблюдается довольно необычная смесь оттенков, которая заметно выделила изделия из ряда других работ. Самые неожиданные сочетания встречаются в вазах, фигурках, тарелках и других фарфоровых изделиях.

Ваза с декором из цветных листьев. Завод Миклашевского

Ваза с декором
из цветных листьев.
Завод Миклашевского.

В одних из них можно наблюдать целую гамму цветов с плавным или резким переходом от красного к синему спектру. В других работах к ярким красным, зеленым, оранжевым тонам вдруг примешивался черный цвет или очень темный оттенок.

Блюдо с английским цветочным декором. Завод Миклашевского

Блюдо с английским
цветочным декором.
Завод Миклашевского.

Кроме оригинального цветового решения в росписи использовали и особые техники. Например, в отдельных работах применяли декорирование серебром.

Поднос, декорированный серебром. Фабрика Миклашевского

Поднос, декорированный
серебром.
Фабрика Миклашевского.

Скульптурная пластика

Эксперты полагают, что к наиболее интересным работам мастеров фабрики Миклашевского следует отнести всевозможные статуэтки. Создавая самые разнообразные изделия и заимствуя темы для них, живописцы внесли в них много нового, а также создали ряд собственных сюжетов.

Одной из излюбленных тем в скульптурной пластике было восточное направление. Это такие статуэтки, как «Китаец», «Китаец на табурете», флакон «Танцующий китаец», а также различные коробочки и иные изделия.

Наиболее известными статуэтками завода считаются портреты-шаржи на русских и зарубежных представителей искусства. Например, один из шаржей был составлен на известного романиста Франции Шарля Нодье. Статуэтка под названием «Библиофил» очень точно отражает большую страсть лингвиста и книговеда Нордье к книгам.


За основу скульптуры была взята карикатура художника Бенжамена Рубо, опубликованная в одном из французских журналов в 1842 году. Чтобы продемонстрировать книжную страсть, художник буквально завалил нарисованного Нордье литературой: стул в виде книг, множество книжных полок, книги подмышками, под ногами и даже в карманах… Карикатурность работе придает и непомерно большая голова, что было характерно для всех работ Бенжамена Рубо.


Не меньший интерес вызывают и другие работы: «Петух» (пародия на Ш.П. де Кока) и «Арман Марраст» (пародия на участника французской революции).



Клейма завода Миклашевского

В первые годы работы фабрики Миклашевского клейма были довольно витиеватые, в то время как с 1850-ых годов их сменили более простые монограммы.

Первые клейма писали на французском или русском языках. В них указывали фамилию купца Миклашевского, а также местоположение фабрики.


В период с конца 1840-х по начало 1850-х гг. на заводе ставили клеймо в виде округлого медальона с надписью «Волокитинской фабрики». Внутри круга изображали герб купца Миклашевского. Выполняли такое клеймо в тесте или наносили поверх глазури красной краской. Вариацией этого клейма было расположение внутри вместо герба инициалов владельца фабрики и надписи Manufacture de Wolokitine.


К этому же периоду относят и другую округлое клеймо с изображением короны. Внутри марки традиционно помечали данные о фабрике и владельце, причем здесь же встречается популярная в последующие годы монограмма из букв «А» и М». Есть вариант клейма без круга, но с расположением слова Volokitin по дуге. В ней также присутствует буквы «AM». Монограммы с инициалами владельца завода и надписи на французском языке обычно ставили на тех изделиях, которые предназначались для вывоза в другие страны, а также шедших ко Двору.


На протяжении всего периода работы завода на изделия ставили клеймо, представляющее собой монограмму из букв «А» и «М». В этом смысле сплетенные воедино инициалы автора очень напоминают монограмму завода Попова из букв «А» и «П».

miklashevskii-19.jpg


Так как стандартов по размеру и изображению монограммы на заводе Миклашевского не существовало, мастера делали клейма разных размеров и приукрашали их на собственное усмотрение. Отсюда пошли вариации изображения монограммы: в некоторых клеймах одна буква больше другой, в других добавлены палочки, хвостики, а сами буквы делали узкими и широкими, прямыми и округлыми. Большую часть таких клейм выполняли надглазурно красной краской, но в 1850-ые годы они встречаются и в оранжевом цвете.


В некоторых случаях также встречается изображение буквы «М» в квадрате, однако такое клеймо ставили редко. Еще одним вариантом является изображение букв «А» и «М», не сплетенных в традиционную монограмму.


miklashevskii-23.jpeg

lermontovgallery.ru

Фарфоровое изящество Храпунова-Нового — «Лермонтов»

История завода
Фарфорово-фаянсовая продукция завода
Клейма фабрики

История завода

Фабрика братьев Новых

Фабрика начала свое существование в 1818 году в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Предприятие основали три брата Новых, поставив во главу фабрики старшего Ивана. Средний брат Тихон руководил заводом примерно в 1830-е годы, возможно, совместно с младшим братом Семеном. Последний возглавил фарфорово-фаянсовую мануфактуру в 1840-х годах.

Под руководством братьев фабрика процветала и выпускала фарфор и фаянс. За несколько десятилетий завод достиг достаточного расцвета, чтобы стать одним из лучших предприятий Гжели. До нашего времени сохранилось довольно много изделий завода, которые отличает хорошее качество. Для продукции фабрики характерна простота форм и линий, а также следование популярному в то время стилю ампир.

Завод Храпунова-Нового

К середине 1850-х годов вдова М.С. Нового вышла замуж за Якова Храпунова, внука бывшего заводчика Н. Храпунова. Так как после женитьбы Храпунов становился владельцем завода, он решил сохранить фамилию бывших владельцев и взял себе фамилию Храпунова-Нового. С этого периода фабрика носит имя нового хозяина.

За годы своего правления Я.Г. Храпунов-Новый существенно расширил производство, оснастив цеха современными гидравлическими прессами, шлифовальными и паровыми машинами, а также прочим необходимым оборудованием. Если в 1853 году, когда фабрикант только начинал руководить заводом, на нем трудилось 45 человек, то в 1871 году рабочих стало 245, что говорит о значительном масштабе производства. При Храпунове-Новом завод превратился в одно из крупнейших керамических предприятий в стране.

Дальнейшая участь предприятия

В начале двадцатого века завод перешел к наследникам Храпунова-Нового, продавшим фарфорово-фаянсовую мануфактуру компании «Демократическое товарищество». Последняя руководила фабрикой только до наступления Октябрьской революции. В 1918 году предприятие было национализировано и переименовано в Кузяевский фарфоровый завод.

В постсоветское время завод просуществовал до 2001 года, когда его промышленную базу приобрело объединение «Гжель» с целью восстановления мощностей завода. Однако вернуть старейшее предприятие к жизни так и не удалось. На сегодняшний день здание завода заброшено.


Здание бывшего Кузяевского фарфорового завода в настоящее время.

Фарфорово-фаянсовая продукция завода

Период братьев Новых

В период деятельности братьев Новых на предприятии создавали фарфоровые и фаянсовые изделия. Это была чайная и столовая посуда, фигурки, вазы, которые отличает высокое техничное и художественное исполнение. В большинстве своем мастера фабрики творили в стиле ампир.

Для посуды этого периода характерны приемы, которые использовали мастера российских и зарубежных фарфоровых заводов. Чашки лепили цилиндрической, конусообразной или яйцевидной формы с характерным расширением в верхней части. Ручки делали высокими, выступающими над верхним краем чашки, а закругленные их части зачастую оформляли в виде розетки. Сами изделия располагали на ножке с плавным переходом от ножки к тулову, а также от тулова к верхнему краю.

Чайная пара с цветочным рисунком. Завод братьев Новых. Фарфор, позолота, полихромная роспись. 1820-е гг.

Что касается росписи, то посуду и другие изделия часто покрывали позолотой с применением техники цировки, цветные фоны получали с помощью надглазурного крытья, а сам рисунок наносили с помощью полихромной росписи.

Сахарница «Бабочки и цветы». Фарфор. Фабрика братьев Новых. 1820-1830-е гг.

Несмотря на то, что изделия выполнялись в классическом стиле ампир, для которого характерна симметрия, упорядоченность элементов и строгие формы, фарфоровые и фаянсовые изделия братьев Новых имеют свой оригинальный декор. Наиболее популярной в работах мастеров завода является цветочная тематика. Живописцы настолько владели техникой росписи, что бутоны разнообразных цветов выглядели на фарфоре и фаянсе будто живые. Они тщательно расписывали каждый лепесток, каждую веточку, умело сочетая растительный орнамент с другими затейливыми элементами.

Чашка с цветочной композицией.
Фарфор.
Фабрика братьев Новых.
1820-1830-е гг.

В работах мастеров завода органично смотрятся как отдельные веточки цветов, так и целые композиции, в которых каждый цветок изображен со всей тщательностью и изяществом. Роскошные розы, неброские незабудки, утонченные фиалки, сплетенные в единый букет, создают ощущение гармонии, полноты изображения.

Чашка с блюдцем «Букеты цветов». Завод братьев Новых. 1820-1830-е гг.

Чашка с блюдцем «Букеты цветов».
Завод братьев Новых.
1820-1830-е гг.

Для растительного орнамента характерна плавность линий, повторение основного элемента композиции в разных вариациях, включая разные цвета, размеры и формы.

Чашка с надписью: «В знакъ памяти моей». Завод братьев Новых. Начало 19 века.

Хотя среди продукции встречается простой декор, когда, например, на тарелках большая часть пространства остается свободной, чаще всего почти всю поверхность покрывали рисунком или цветным фоном.

Тарелка с простым рисунком. Завод братьев Новых

Тарелка с простым рисунком. Завод братьев Новых.

Для сложного цветочного декора характерно тщательное выписывание даже самого мелкого цветка, а также заполнение всего свободного пространства разнообразным орнаментом или штриховкой.

Фарфоровая чашка
со сложным орнаментом.
Фабрика братьев Новых.
1820-1830-е гг.

При росписи изделий использовали своеобразное деление на зоны, разграниченные позолотой или красками. В зонах часто изображали два разных орнамента, поочередно меняющих друг друга. Встречается декор с заключением рисунков в круглые, ромбовидные, прямоугольные, многоугольные фигуры, а также разнообразные арочные варианты.

Есть и другие варианты, когда в каждой зоне создавали оригинальный рисунок, однако он органично вписывался в общую композицию. Например, на блюдце чайной пары «Архитектурные виды» изображено пять зон, рисунки которых не повторяются. Такое сочетание шаблона с его отсутствием дает довольно интересный эффект.

Чашка с блюдцем «Архитектурные виды». Завод братьев Новых. Начало 19 века

Чашка с блюдцем
«Архитектурные виды».
Завод братьев Новых.
Начало 19 века.

Цветочные орнаменты в работах мастеров зачастую используются не только как самостоятельные элементы, но и как дополнение к различным сюжетам. Частой сюжетной линией были разнообразные пейзажи, архитектурные виды и исторические фрагменты.

Чайная пара с изображением князя Константина Павловича. Фарфор. Фабрика братьев новых. 19 век

Чайная пара с изображением князя Константина Павловича.
Фарфор.
Фабрика братьев новых. 19 век.

Для скульптурных композиций мастеров завода характерны яркие цвета и значительная детализация. Например, при создании фигурок курящих турчанки и турка мастер очень тщательно подходит к детализации сюжета с помощью кропотливой росписи каждого элемента одежды, обуви и всех сопутствующих предметов, задействованных в процессе курения (трубки, мешочка с табаком и пр.).

Статуэтки «Курящие турок и турчанка» Фарфор. Завод братьев Новых. 1850-е годы.

Период Храпунова-Нового

Когда завод перешел в руки Храпунова-Нового, первое время наблюдалось подражание фарфору ведущих российских и зарубежных предприятий. Позже на заводе работали талантливые мастера-живописцы, выработавшие собственный стиль и прославившие завод.

Для изделий этого периода характерна более спокойная цветовая гамма. На смену ярким зеленым, синим, красным и прочим фонам приходит нежное розовое крытье, голубые тона, гармоничное сочетание спектрально близких тонов.

Фарфоровый сливочник. Фабрика Храпунова-Нового. Россия.
1870-1890-е гг.

При росписи посуды все такой же популярной остается цветочная тематика. При этом на смену прежней детализации каждого бутона в ряде изделий приходят упрощенные рисунки, однако больше внимания уделяется форме самого изделия. Например, для чайников, кружек, чашек, сливочников и иных предметов посуды характерно наличие решетчатой формы, ребристой поверхности, рельефного декора на ручках.

Чашка с надписью:
«Дарю День Ангела».
Фабрика Храпунова-Нового.
19 век.

Если для классических чашек в стиле ампир были характерны плавные формы и выступающие за верхний край посуды ручки, то в период Храпунова-Нового на смену им пришли низкие ручки ступенчатой формы, которые более сочетались с ребристой поверхностью изделий.

Фарфоровая кружка с крышкой. Фабрика Храпунова-Нового

Фарфоровая кружка с крышкой.
Фабрика Храпунова-Нового.

Для изделий с отсутствующим крытьем, напротив, характерно наличие тщательной росписи каждого элемента цветочной композиции и элемента орнамента. Изящные детализированные гирлянды мастера очень эффектно сочетали с позолоченным орнаментом.

Фарфоровая чашка с блюдцем.
Завод Я.Г. Храпунова-Нового.

Для изделий в стиле ампир характерна симметричная повторяемость элементов рисунка, традиционные формы и обилие позолоты.

Чашка с блюдцем. Завод Храпунова-Нового

Чашка с блюдцем.
Завод Храпунова-Нового.

Интересным художественным приемом является выполнение изделий одного сервиза в едином стиле, но с разными элементами декора и тонами.

Чайные пары. Фарфор. Завод Храпунова-Нового

Чайные пары. Фарфор.
Завод Храпунова-Нового.

Среди фаянсовой посуды завода встречаются изделия без росписи, декорированные с помощью лепнины. Вначале фаянс фабрики был посредственного качества, но к концу 19 века его качество значительно улучшилось. Появились изделия правильной формы с цветными поливами.

Фаянсовая супница. Завод Храпунова-Нового. Середина 19 века

Фаянсовая супница. Завод Храпунова-Нового. Середина 19 века.

Также фаянс украшали с помощью печатных картинок часто коричневого цвета и реже в черном варианте.

Большое фаянсовое блюдо. Завод Храпунова-Нового. Середина 19 века

Большое фаянсовое блюдо. Завод Храпунова-Нового. Середина 19 века.

Для скульптурных композиций, созданных в период Храпунова-Нового, характерна высокая степень детализации. Например, при одном взгляде на шкатулку «Изба» возникает ощущение восприятия настоящей русской избы: бревенчатые стены, тщательно выложенная из досок крыша, резные окна, аккуратная кирпичная труба. Мастер не пропустил ни одной детали, что делает скульптуру натуралистичной и интересной.

Шкатулка «Изба». Фарфор. Завод Храпунова-Нового. 1850-1917 гг.

В конце 19 века завод выпускает многочисленные изделия в форме различных плодов, животных, птиц, а также шкатулки, коробочки в виде деревьев, домиков и других элементов. Такую натуралистическую направленность композиций диктовали заводы М.С. Кузнецова. Именно это следование натуральности предметов привело к их мельчайшей детализации, скрупулезной работе с каждым элементом скульптурной композиции. Роспись также осуществлялась «под натуру».

Изделия завода, созданные в периоды правления братьев Новых и Храпунова-Нового, считаются редкими и очень ценными на антикварном рынке. В хорошем состоянии до нашего времени сохранились лишь немногие фарфоровые и фаянсовые образцы завода.

Послереволюционный период

После национализации Кузяевский завод продолжал выпускать посуду в основном для советских азиатских республик и за границу. В середине двадцатого века на заводе выпускали разнообразные чайные пары с различными орнаментами. Чаще всего встречаются простые цветочные композиции на фоне белого фарфора или на светлом цветном фоне. Из живописцев в это время на заводе работали А.Н. Федотов, В.В. Неплюев, В.И. Авдонин, которые в более поздний период перешли в ПО «Гжель».

Фарфоровая пиала. Кузяевский фарфоровый завод

Фарфоровая пиала.
Кузяевский фарфоровый завод.


Фарфоровый кувшин.
Кузяевский фарфоровый завод.

Клейма фабрики

Клейма завода братьев Новых

В самом начале работы фабрики братьев Новых владельцы помечали свою фарфоровую продукцию с помощью синего подглазурного клейма в виде буквы «н» и монограммы из букв «и» и «н». Так как в первые годы правления фабрику возглавлял Иван, старший из братьев, его имя и ставили во всех клеймах. Изредка рядом с монограммой шло вдавленное в массу клеймо с надписью: «Ф. Ивана Новаго».


В клейме фамилию писали не только по-русски, но и на французский манер: GVAN NOVAI или F. IVAN NOVAI. Саму надпись делали в одну или две линии, а также внутри круга по его контуру.


На фаянсе были более сложные клейма в виде цветочных корзин, ваз или просто цветочного орнамента, внутри которых располагали надписи: «Фабрика Братьевъ Новыхъ», «Братьевъ Новыхъ» или «Ф. Братьевъ Новыхъ».


В разные годы во главе предприятия стояли разные братья. В 1830-х годах фабрика принадлежала Тихону, среднему из братьев, однако клейма с его именем на сохранившихся изделиях не обнаружены. Встречаются только изделия с именем младшего из братьев — Семена, который встал во главе фабрики в 1840-х годах. При этом на фарфоре Семен ставил клейма с помощью зеленой краски, а на фаянсе — черной.


После смерти Семена фабрикой некоторое время управляла его супруга Авдотья Новая и ее сын Михаил.


Традиционным клеймом во время правления Авдотьи Новой было черное подглазурное или вдавленное в массу клеймо с надписью: «Ф К А Новой». Все буквы и фамилию изображали в виде пирамидки, которая в некоторых клеймах имела круглый ободок. Надпись обозначала фабрику купчихи А. Новой.


Клейма завода Храпуново-Нового

В первые двадцать лет правления заводом Яковом Герасимовичем Храпуновым-Новым использовали клейма в виде монограммы букв «я» и н», а также букв «Я Х Н», изображаемых в две строки. Клеймо было синее подглазурное.


Для более позднего периода характерно менее лаконичное клеймо, в котором фамилия владельца указывалась полностью. При этом фамилию писали через букву «а» в одну или две строки: «ФАБРИКИ ХРАПУНОВ НОВАГО», ХРАПУНОВА НОВАГО». Эти клейма чаще всего вдавливали в массу, но среди них встречаются и подглазурные варианты, нанесенные синей или зеленой краской.

hrapunov-novii-30.jpg


Во второй половине 19 века и начале 20 века применяли и более живописные клейма в виде цветочных корзин, на которых стояла фамилия владельца завода.


Клейма Кузяевского фарфорового завода

После национализации и переименования завода поменялись и клейма. Теперь в них указывался Кузяевский фарфоровый завод.


lermontovgallery.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх