Фарфоровые заводы россии: Фарфоровые заводы России – полный список производителей

Содержание

Клейма российского антикварного фарфора. Клейма фарфоровых заводов России

Первые клейма в царской России
Виды клейм на фарфоре царской России
Два клейма
Проблемы с определением клейм
Особенности клейм советского периода

Первые клейма в царской России

В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.


Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.

С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.

Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.

Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Виды клейм на фарфоре царской России

Варианты нанесения

Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.

Сложность изображения

По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.


Царская символика

Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.


Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.

Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.


Использование монограмм

Частой практикой на заводах было использование монограммы. Например, на фабрике братьев Новых и Храпунова-Нового она состояла из инициалов владельцев: Ивана Нового и затем Якова Храпунова-Нового. У Алексея Попова буква «А» плавно переходила в «П», а у Андрея Миклашевского «А» сливалась с «М».

Клейма с инициалами Андрея Миклашевского (слева) и Алексея Попова (справа).

На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.


Цветочные и иные орнаменты

Наиболее частым элементом сложных клейм, которые обычно ставили на самую качественную продукцию, являются всевозможные цветочные и иные орнаменты. Например, на заводе Храпунова-Нового со второй половины XIX века стали использовать целые корзины цветов с именем владельца фабрики на самой корзине. На Дулевской фабрике в середине XIX века появилось золотое клеймо «ЗСТК в Дулёве» с красивым цветочным узором. Его ставили только на дорогие изделия. Клейма многих мануфактур обрамляли завитками, заключали в овальные, круглые и иные фигуры.


Клейма на фарфоре братьев Новых.

Разнообразие символов

Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.

Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба.

Сведения о наследниках

Так как успешные фарфоровые предприятия существовали несколько десятилетий и даже веков, за время их работы менялось несколько владельцев. Если прежнему хозяину фабрики удавалось добиться значительного успеха и прославить свой фарфор, то новый владелец старался сохранить его имя или использовал переходные клейма. Например, потомки фабриканта Батенина использовали надпись «НАСЛ: БАТЕН», обозначающую наследников Батенина. Кузнецов, выкупивший пришедший в упадок завод Ауэрбаха, некоторое время использовал клеймо «Быв. Ауербахъ», чтобы сохранить прежнюю клиентуру. А Яков Храпунов и вовсе принял решение взять другую фамилию после того, как вступил в право владения заводом своей супруги Новой.


Особые пометки

На многих заводах в клеймах делали особые пометки, которые могли объяснить только сами мастера завода. В некоторых случаях это были обозначения адресата, которому предназначался тот или иной сервиз или статуэтка. На ИФЗ для этого делали пометку «ПК», обозначающую, что конкретные изделия создавались для придворной конторы. У Корниловых шла отметка «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ». Кстати, именно на заводе Корниловых встречается надпись на фарфоре о запрете воспроизведения, которая стала первой для России попыткой защитить права авторов на фарфоровую продукцию.


Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.

На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.

Подпись и монограмма Ламбера
на фарфоре Юсупова.

Два клейма

На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.

Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.

Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.

Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Проблемы с определением клейм

До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.

Небольшим заведениям часто не удавалось добиться фарфора высокого качества, так что опытный глаз быстро отличал подделку. Однако бывали случаи, когда подделки получались на уровне оригинала. В частности, завод Сафронова начинал с подражания прославленным изделиям фабрики Гарднера. Есть версия, что именно с этим подражанием связан тот факт, что в первые годы существования завода Сафронова на нем использовали точно такие же клейма в виде крючкообразной буквы «С», как и на известном в то время заводе Гарднера. На гарднеровском заводе в одно время буква G стала походить на «С».


Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.

Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.


Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.

Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Особенности клейм советского периода

После Октябрьской революции в 1917 году началась массовая национализация фарфоровых предприятий. Какие-то из них полностью прекратили свое существование сразу после прихода советской власти, другие были переименованы и продолжали свою работу. Первое, что изменилось в клеймах этого периода, стало полное исчезновение символов царской власти. Единственным напоминанием был двуглавый орел без царской атрибутики, который еще некоторое время присутствовал в клеймах ИФЗ. Заметим, что клеймо с датой 1917 ставили только в период работы Временного правительства. В это время выпустили небольшое количество предметов с таким клеймом, поэтому их коллекционная ценность высока.


Теперь на смену царям с их коронами и скипетрами пришел серп и молот. Звезды, колосья пшеницы, изображение земного шара и другие элементы, характерные для советского периода, использовали практически на каждом заводе. А прежние имена хозяев вытеснили многочисленные аббревиатуры и новые названия предприятий. Так, ИФЗ превратился вначале в ГФЗ, а затем и в ЛФЗ. Клейма с надписью ЛФЗ известны многим, так как с их помощью клеймили фарфор на протяжении восьмидесяти лет с 1925 по 2005 годы.


Аббревиатуры касались не только новых названий фабрик, но и различных организаций, возникающих на их базе, или тех, через которые фарфор продавали. Так появились надписи Мособлгорспецторг, Главунивермаг, аббревиатуры ТД (торговый дом), ТФ (тверской фарфор), ЦФФТ (Центрофарфортрест) и многие другие.


Особый интерес для коллекционеров всего мира представляет так называемый агитационный фарфор, которому практически нет аналогов. Его происхождение связано с не менее интересным планом «монументальной пропаганды», к которой призвал В.И. Ленин. Смысл этой пропаганды сводился к тому, чтобы как можно скорее перейти от всего, что символизировало царскую Россию, к России рабочих и крестьян. Однако на практике агитационный фарфор получался слишком дорогим для простого человека и оседал в собраниях коллекционеров. Более того, со временем интерес к нему иностранных коллекционеров вырос настолько, что цена на такие изделия поднялась в несколько раз.


Для агитационного фарфора характерны разнообразные призывы и лозунги: «Царству рабочих и крестьян не будет конца!», «Да здравствует советская власть!» и т.д. Что касается клейм, то основными их элементами были перекрещенные серп и молот. Также в клеймах встречаются и некоторые надписи, например ««В пользу голодающим».


Если в царской России клейма одного и того же завода сильно отличались по размеру букв, стилю письма, рисунку и вообще зависели от настроения мастера, то для клейм советского периода характерен одинаковый размер букв, трафаретность, достаточная четкость изображений. Все-таки механизация производства наложила свой отпечаток и на качество клейм.


Клейма Дулевского фарфорового завода.

Еще один характерный элемент для клейм советского фарфора — это слова латинскими буквами с обозначением страны: USSR или SOVIETUNION, а также приписка made in. В эту же тему и клеймо Torgsin, обозначающее «Торговый синдикат». До революции каждый завод сам придумывал, какими должны быть клейма для экспорта. Одни использовали надписи на французском языке, другие изображали арабески и иные элементы для восточных клиентов. Существовала практика и использования надписи Made in Russia, первенство использования которой принадлежит заводу братьев Корниловых.

В советское время в клеймах часто указывали группу сложности рисунка и сорта изделия. Например, на ЛФЗ применяли разные цвета для обозначения того или иного сорта, а сами сорта обозначали как «1 с», «2 с», «3 с». Для групп использовали знаки «6 гр», «7 гр» и т.д. или «ВНЕ ГР» для изделия особенно высокого класса. На Довбышевском заводе для сортов также использовали разные цвета. Аналогичная практика существовала и на других фарфоровых предприятиях.

Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции.

Если проследить историю появления в клеймах разных заводов того или иного символа, то станет очевидно, как одна и та же идея кочевала с фабрики на фабрику. Так, в определенный период в клеймах заводов советского периода стали изображать животных. Это лоси, олени, птицы, ящерицы, львы и многие другие представители фауны. Вероятно, для каждого предприятия то или иное животное символизировало свои свойства, но для некоторых фабрик за таким выбором стояла конкретная история. Например, знаменитая дулевская птица появилась на фарфоре Дулевского завода после того, как в 1958 году скульптору завода А. Сотникову вручили золотую медаль за его работу «Сокол».

Клейма Дулевского фарфорового завода.


Производство фарфора в России | Фарфоровые заводы России

Главная » Статьи » Фарфоровые заводы России: от изготовления керамических изделий до произведений искусства

Фарфоровые заводы России известны всем. Изготовление керамических изделий в наши дни стоит на потоке как для внутреннего, так и для экспортного распространения. Равно как и производство рекламной продукции, фарфор и керамика требуют новых технологий и разработок.

Истоки фарфоровых изделий в России

Фарфор на территории современной России появился в начале 18 века. До этого рецептура и методика его изготовления были доступны лишь избранным мастерам Древнего Китая. И даже там они передавались по наследству как ценнейшее из сокровищ. Ведь знания такого уровня стоили жизни. До начала собственных разработок в сфере изготовления фарфора, в России было распространено изготовление керамических изделий. Они оказались востребованными как при царском дворе, так и в быту простых людей ввиду своей доступности и невысокой цены. И хотя качество и эстетика их была невелики, изготовить из глины новые образцы было делом не сложным. С приходом к власти Екатерины Второй интерес к изготовлению керамических изделий значительно поугас и сместился в сторону проб создать свой, уникальный вид фарфора.  Так с середины 18 века начался период становления и расцвета русской фарфоровой школы и производства.

Фарфоровые заводы России

Фарфор и его рецептура в России, в отличие от большинства западных стран, был получен собственным экспериментальным путем, а не пытками, подкупом и промышленным шпионажем. В нашей стране уже была создана многовековая база работы с глиной, видов ее обжига и получения посуды и декоративных изделий высокого качества, известных во всем мире как русская майолика. Поэтому мастера по указу императрицы приступили с удвоенным усердием к созданию фарфора. Так стали появляться первые мастерские, объединяться мануфактуры, а за ними и первые фарфоровые заводы России. В то же время на берегах Невы строится и растет Императорский фарфоровый завод России – старейший и наиболее авторитетный изготовитель фарфора не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, ранее носивший название Невской порцелиновой мануфактуры, а сейчас часто именуемый Ломоносовским. До нашего времени этот завод остается третьим по своим мощностям в Европе производителем фарфора. Помимо него существовали мануфактуры и фарфоровые заведения купцов и знати, которые верили в большое будущее отрасли, делая свой ценный вклад в ее развитие как денежными инвестициями, так и привлечением к сотрудничеству западных и восточных творцов.
 
Изготовление керамических изделий в наши дни

В современном мире фарфор все чаще стал применяться для изготовления рекламной продукции. Корпоративные статуэтки и фирменный декор, именные чашки и статусные подарки с логотипами компании для презентования партнерам и сотрудникам стали новым словом в отрасли. Отныне многие заводы и небольшие фабрики занимаются изготовлением рекламной продукции на потоке, заполняя полки больших магазинов и маленьких лавочек. Начиная от привычных чайный пар, известных своей прочностью и удивляющих невероятным немеркнущим матовым отблеском, и заканчивая часами и деловыми наборами, изделия из фарфора русских мастеров прочно заняли положенные места на рынках всего мира. Помимо массового производства осталась культура индивидуальных заказов: фамильные сервизы и гербы имени, нанесение символики определенной организации, а также предметы декора по частным эскизам составляют в среднем 30% от всего производства. Изготовление рекламной продукции из фарфора, в свою очередь, способствует повышению уровня бизнес-подарков, а также возвращает принятые этические ценности с давних времен в наши дни.

производство фарфора в россии производство фарфором в россии производство фарфором в россии

производство фарфора в россии

производство фарфора в россии

производство фарфора в россии
производство фарфора в россии

Завод по производству фарфора | Дулёвский Фарфор

Дулевский фарфоровый завод принадлежит к числу старейших и известнейших отечественных фарфоровых предприятий. Он был основан еще в 1832 году в Подмосковье, рядом с месторождениями знаменитых гжельских глин, качество которых считается непревзойденными. Белоснежные фарфоровые чашки и чайники, украшенные яркой многоцветной росписью, продавались по достаточно низким ценам — и это быстро обеспечило продукции завода фарфоровых изделий популярность. Сейчас, почти два века спустя, Дулевский завод по-прежнему славится сочетанием качества и доступности фарфора и выпускает огромный ассортимент продукции.

Интернет- магазин фарфорового завода

Для многочисленных поклонников продукции Дулевского фарфорового завода официальный сайт dulevo.ru — настоящая находка. Интернет-магазин, работающий напрямую от легендарного предприятия, дает возможность быстро и просто приобрести фарфор с клеймом ДФЗ всем желающим — ведь доставить сделанные здесь покупки можно в любую точку России или мира. При этом:

  • в интернет-магазине представлен максимально широкий выбор фарфора ДФЗ, а изделия, которых нет в наличии, могут быть произведены по заказу покупателей;
  • покупатель с гарантией получает подлинное изделие, а не подделку — в случае, когда речь идет о фарфоре с несомненной художественной ценности, имеющем статус произведений искусства, этот фактор может оказаться крайне важным;
  • все фарфоровые изделия отправляются покупателям аккуратно, профессионально упакованными, что сводит к абсолютному минимуму риск повреждений в процессе транспортировки.

Фарфоровый завод, цены на фарфор

Еще один несомненный плюс приобретения фарфора на официальных ресурсах ДФЗ — цены «от производителя». И сервизы, тарелки, чашки идеального качества вы покупаете по очень разумным ценам.

Продукция Дулевского завода очень разнообразна: здесь вы можете купить и недорогую повседневную посуду или фарфоровые сувениры по доступным ценам, и приобрести элитный фарфор с ручной авторской росписью и отделкой 24-каратным золотом или высокохудожественную фарфоровую скульптуру.

С розничными ценами на продукцию фарфорового завода в каталогах , представленных на сайте, познакомиться может любой. Оптовые покупатели также могут купить изделия ДФЗ у производителя, сделав заказ через официальный сайт завода dfz.ru.

Продукция фарфорового завода

Ассортимент фарфора ДФЗ чрезвычайно разнообразен. «Визитной карточкой» предприятия еще с середины XIX века является посуда для чаепитий — разнообразные чашки и чайные пары, эффектные сервизы, чайники для кипятка и заварки. Изготовленные из белоснежного фарфора, они декорируются в самых различных стилях: это и «фирменные», узнаваемые розы-«агашки» и другие флористические мотивы; и яркое цветное покрытие с золотой отделкой, и легкие «ситцевые» узоры, и классические или авангардные росписи…

Выпускает фарфоровый завод и другие изделия, например:

  • эффектные подарочные бокалы необычных форм;
  • яркие, привлекательные и безопасные для ребенка индивидуальные наборы детской посуды;
  • тарелки различных фасонов, продающиеся как поштучно, так и наборами;
  • практичные и эстетичные фарфоровые кружки;
  • разнообразные предметы сервировки — от сахарницы до салатника;
  • небольшие фарфоровые сувениры, современную и восстановленную художественную скульптуру, вазы, светильники и многие другие изделия.

В каталогах продукции нашего интернет-магазина вы без труда сможете найти интересующий вас фарфор, ознакомиться с фотографиями и описаниями изделия — и оформить заказ на покупку продукции Дулевского фарфорового завода с доставкой по нужному вам адресу.


Частные фарфоровые заводы Российской империи

Умение видеть: неброская красота старинного фарфора

Фарфоровая посуда и статуэтки в качестве предмета коллекционирования вызывают противоречивые чувства. Некоторые изделия не имеют особой художественной ценности, не впечатляют именем известного скульптора или художника. Надглазурное клеймо на дне тарелки ни о чём не скажет неискушённому собирателю диковинок, поэтому иногда выбор очередной вещицы происходит на интуитивном уровне. Разумеется, есть эксперты, есть подробные описания той или иной товарной позиции керамика гжели на аукционе или в антикварном магазине. Только иногда выбранная вещь не относится к числу перспективных инвестиций, не обещает существенной прибыли в дальнейшем за счёт увеличения стоимости с течением времени.

И всё равно какая-нибудь скромная фигурка или чашка с причудливой росписью вдруг обратит на себя внимание коллекционера, заставив купить вещь, которая не особо вписывается в общую концепцию предметов старины. Возможно, это связано с тем, что многие старинные вещи несут в себе частичку времени, в которое были созданы, радость созидания, вдохновлявшую художника или скульптора, тепло прежних владельцев. И тогда коллекционирование антиквариата приобретает новый смысл: это – возможность чувствовать время, преодолевать границы обыденного восприятия и уметь видеть красоту в самых простых вещах. Например, таких, как фарфор Корниловых, который иногда, в угоду повседневному спросу и доступности, был прост по своей форме и цветовым решениям. Только наряду со скромной простотой изделий массового производства существовала уникальная коллекция невероятно красивой и оригинальной посуды, украшенной причудливыми узорами. Она – удивительное наследие фарфорового искусства, хотя и не задумывалась как таковое.

Знающие специалисты с точностью определят, к какому периоду относится та или иная чашка или статуэтка, объяснят обусловленность тематических особенностей и цветовой палитры. Неискушённые новички просто оценят высокое качество фарфора, оригинальность узора и сочность красок, которыми впечатлял в своё время предприимчивый Гарднер и не уступавший ему в качестве выпускаемых изделий Корнилов. Фарфор завода Корниловых, основанного в 1835 году в Петербурге, многократно удостаивался наград на отечественных и международных выставках, заводы неоднократно получали золотые медали на Анненской ленте. В 1843 году за превосходный фарфор завод получил право ставить государственное клеймо на своих изделиях.

Красное, золотое или зелёное надглазурное клеймо – изображение двуглавого орла с надписью «Завод братьев Корниловых в Петербурге» – известно и узнаваемо, как самое красноречивое свидетельство подлинного искусства. Искусства, которое не всегда входит в каталоги известных аукционов, но которое непременно оценят те, кто восхищается талантливыми мастерами. Сервизы, декоративные вазы, статуэтки – эти изделия украшались переводными картинками, декорировались, расписывались красками и эмалями не только с художественным вкусом, но с вдохновением и любовью. Именно это делает уникальными даже самые банальные вещи, сохраняя в веках память о тех, кто их создал. По тем же причинам известен и фарфор, который производила фабрика Козлова, находившаяся в деревне Жировой Бронницкого уезда.

Фабрика была основана в 1820-х годах и значилась как «фирма братьев Козловых». На ней изготавливали фарфоровые фигурки и куклы, а также различный мелочной товар. Посуда в перечень фабричного ассортимента вошла несколько позже, но благодаря безупречному качеству и художественным достоинствам быстро обрела своих ценителей. Просуществовав до 1856 года, фабрика была почти забыта, хотя её изделия по-прежнему пользовались популярностью у любителей. Особого внимания заслуживают статуэтки: фигурки крестьян, мещан, сбитенщиков, франтих, щёголей – персонажей невероятно много. Это статуэтки, удивительным образом передававшие настроение, смешные и трогательные, простые до схематичности или, наоборот, поражающие пристальным вниманием к деталям.

Восхищение привычными вещами всегда продиктовано неким внутренним чутьём, открытостью ко всему новому, умением видеть авторским зрением, сопереживать и чувствовать. Старинные фарфоровые статуэтки всегда заставляют расширить границы стандартного восприятия, разглядеть в предметах быта нечто большее, чем практичную функциональность. Искусство мелкой пластики, развивавшееся на фабриках Корниловых или Козловых, оставило коллекционерам невероятное многообразие тем, стилей, форм, цветовой палитры. А ещё – непередаваемое очарование любви к своему делу, вдохновение создателей, радость творчества, благодаря которым кажется, что у каждой фигурки есть душа.

Речицкий фарфоровый завод

Основание

Речицкий фарфоровый завод является одним из старейших промышленных предприятий Гжели. Его история восходит к 1858 г., когда в д. Речицы бывшего Бронницкого уезда Московской губернии основал свой завод купец Михаил Матвеевич Куринов. От него завод перешел к сыну Михаилу, в 1882 г. – к жене последнего Евдокии Ивановне, а после ее смерти в 1890 г. – к внуку основателя Максиму. 

1942

вторая мировая война

В годы Великой Отечественной войны, начиная с 1942 г., коллектив завода наряду с производством изделий из электротехнического фарфора освоил выпуск изделий химико-лабораторной посуды из фарфора: химических стаканов, выпарительных чашек, кружек, тиглей, ступок.

1858

Узнать больше

Вернуться назад

реконструкция

В 1963 г. была проведена первая реконструкция завода. В строй вошли дополнительные производственные мощности площадью 22 271 кв.м, в том числе двухэтажный кирпичный корпус с двумя печами периодического действия, главный корпус с тремя туннельными непрерывно действующими печами и полным технологическим процессом от приготовления масс и глазури до сортировки и упаковки готовой продукции.

1976

еще одна реконструкция

К 1976 г. на заводе была осуществлена вторая его реконструкция с целью выпуска изделий из специальной керамики. На базе корпуса № 1 построили новый специализированный участок для выпуска изделий из стеатитовой массы.

1963

Узнать больше

Вернуться назад

развитие завода

В последующие годы в связи с развитием приборной техники и потребностью для нее изделий из вакуумплотной керамики к 1985 г. на заводе провели третью реконструкцию, в результате которой на заводе стало действовать 12 механизированных поточных линий, 4 комплексно-механизированных участка, установлены полуавтоматы для горячего литья изделий из стеатитовой массы, формовочные и прессовые полуавтоматы, полуавтоматические линии для протяжки и формования изделий, три подвесных грузонесущих конвейера между производственными участками для транспортирования полуфабриката, готовой продукции и гипсовых форм.

2004

настоящее завода

Речицкий фарфоровый завод сегодня – это предприятие обладающее уникальной технологией производства, выпускающее свыше 1000 наименований продукции технического фарфора, художественного фарфора и химико-лабораторной посуды, способное выпускать конкурентную продукцию соответствующую мировому уровню качества.

1985

Узнать больше

Вернуться назад

AOStory – ЭМИТЕНТ / КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ / ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ – ZAVODFOTO.RU

КАТАЛОГ © ZAVODFOTO.RU / AOStory – ЭМИТЕНТ / КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ / ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ:

СПИСОК ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ РОССИИ:


ОАО Андреапольский фарфоровый завод (АФЗ) http://farforzavod.ru/ 172800, Тверская область, г. Андреаполь, ул. Измайлова, 1
ООО Гжельский фарфоровый завод (ГФЗ) http://www.efarfor.ru/ 140155, Московская область, Раменский район, с. Новохаритоново
ЗАО Дмитровский фарфоровый завод (Фарфор Вербилок) http://www.farforverbilki.ru/ 141930, Московская область, п. Вербилки, ул. Забырина, 1
ОАО Дулевский фарфоровый завод (Дулевский фарфор) http://www.dulevo.ru/ 142670, Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, 15
ОАО Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) http://www.ipm.ru/ 192171, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 151
ЗАО Кисловодский фарфоровый завод (Феникс) http://www.kislovodsk-farfor.ru/ 357736, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Станичная, 2
ОАО Корниловский фарфоровый завод (Изолятор) 195197, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59
ООО Краснодарский фарфоровый завод (Кубаньфарфор) 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 234
ЗАО Первомайский фарфоровый завод (Первомайский фарфор) 152813, Ярославская область, п. Песочное, ул. Заводская, 1а
ОАО Речицкий фарфоровый завод (РФЗ) http://www.rfz.ru/ 140145, Московская область, с. Речицы, ул. Центральная, 2б
ООО Сысертский фарфоровый завод (Сысертский фарфор) http://farfor-sysert.ru/ 624020,  Свердловская область, г. Сысерть, ул. Чапаева, 1
ООО Фарфоровый завод «Башкирский фарфор» (Башкирский фарфор) http://www.bashfarfor.ru/ 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Северная, 60А
ОАО Южноуральский фарфоровый завод (Южноуральский фарфор) http://www.ufz.h2.ru/ 457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Береговая, 1

ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ РОССИИ В НАШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
ОАО Андреапольский фарфоровый завод (АФЗ)
ООО Гжельский фарфоровый завод (ГФЗ)
ЗАО Дмитровский фарфоровый завод (Фарфор Вербилок)
ОАО Дулевский фарфоровый завод (Дулевский фарфор)
ОАО Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)
ЗАО Кисловодский фарфоровый завод (Феникс)
ОАО Корниловский фарфоровый завод (Изолятор)
ООО Краснодарский фарфоровый завод (Кубаньфарфор)
ЗАО Первомайский фарфоровый завод (Первомайский фарфор)
ОАО Речицкий фарфоровый завод (РФЗ)
ООО Сысертский фарфоровый завод (Сысертский фарфор)
ООО Фарфоровый завод «Башкирский фарфор» (Башкирский фарфор)
ОАО Южноуральский фарфоровый завод (Южноуральский фарфор)

ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД – первый в России фарфоровый завод, открыт  в Санкт-Петербурге, один из старейших в Европе.

Ос­но­ван в 1744 году; с 1744 года Нев­ская пор­це­ли­но­вая ма­ну­фак­ту­ра, в 1765-1917 годах Императорский фарфоровый завод; в 1918-1936 годах го­су­дар­ст­вен­ный, в 1925-1992 годах имени М.В. Ло­мо­но­со­ва; в 1936-1992 годах Ле­нинградский фар­фо­ро­вый за­вод, с 1992 года ЗАО «Ло­мо­но­сов­ский фар­фо­ро­вый за­вод». По­сле от­кры­тия Д.И. Ви­но­гра­до­вым со­ста­ва твёр­до­го фар­фо­ра к 1756 году на за­во­де бы­ло на­ла­же­но про­изводство мел­ких из­де­лий: та­ба­ке­рок (ми­ниа­тю­ры А. Чёр­но­го), ча­шек, шах­мат­ных фи­гу­рок и сер­ви­зов («Соб­ст­вен­ный» чай­ный и сто­ло­вый сер­ви­зы императрицы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны). Ели­за­ве­тин­ский фар­фор, при об­щей ори­ен­та­ции на май­сен­ский фар­фор, об­ла­дал ме­нее изо­щрён­ной пла­сти­кой (фи­гур­ки ки­тай­цев и нег­ров и другие).

В 1780-1790-е годы Императорский фарфоровый завод пе­ре­жи­вал эпо­ху наи­выс­ше­го ху­дожественного рас­цве­та. Мо­дель­ную мас­тер­скую воз­глав­лял французский скульп­тор Ж.Д. Ра­шетт, под ру­ко­во­дством ко­то­ро­го ста­ли со­з­да­вать­ся мо­де­ли ваз в ду­хе клас­си­циз­ма, ан­самб­ли па­рад­ных сер­ви­зов и скульп­ту­ры: сер­ви­зы «Ара­бе­ско­вый» с на­столь­ны­ми скульп­тур­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми, «Ях­тин­ский», «Ка­би­нет­ский», «Юсу­пов­ский с ви­да­ми Ита­лии», се­рия фи­гур «На­ро­ды Рос­сии» и другие. В го­ды прав­ле­ния Алек­сан­д­ра I в сти­ле ам­пир соз­да­ёт­ся один из са­мых со­вер­шен­ных и зна­ме­ни­тых па­рад­ных сер­ви­зов – «Гурь­ев­ский сер­виз» (1809-1816 года), вы­пус­ка­ют­ся из­де­лия по мо­де­лям Ф.П. Тол­сто­го (ба­рель­е­фы, по­свя­щён­ные Отечественной вой­не 1812 года), се­рии та­ре­лок с изо­бра­же­ни­ем сол­дат и офи­це­ров русской ар­мии. Сер­ви­зы и ва­зы это­го вре­ме­ни, вы­пол­нен­ные французскими ху­дож­ни­ка­ми А.А. Ада­мом, Д.И. Мо­ро, Ж.Ф. Све­ба­хом, а так­же русскими мас­те­ра­ми В.Ф. Ме­ще­ря­ко­вым, С.А. Го­ло­вым и другими, от­ли­ча­лись иде­аль­ной со­раз­мер­но­стью форм и вир­ту­оз­но­стью ор­на­мен­таль­но­го и жи­во­пис­но­го де­ко­ра. К ра­бо­те при­вле­ка­лись из­вест­ные русские ху­дож­ни­ки С.С. Пи­ме­нов, А.Н. Во­ро­ни­хин и др.

В эпо­ху прав­ле­ния Ни­ко­лая I в ка­чест­ве ве­ду­ще­го сти­ля ут­вер­жда­ет­ся ис­то­ризм (сер­ви­зы «Эт­рус­ский», «Ко­ро­на­ци­он­ный», «Го­ти­че­ский» и по мо­ти­вам Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не, сер­виз «Крем­лёв­ский», вы­пол­нен­ный в русском сти­ле по про­ек­ту Ф.Г. Солн­це­ва, и другое). В эпо­хи Алек­сан­д­ра II и Алек­сан­д­ра III двор­цо­вые ва­зы де­ко­ри­ру­ют­ся зо­ло­том, цве­точ­ной, пей­заж­ной, ба­таль­ной и ис­то­рической жи­во­пи­сью (на фар­фо­ре вос­про­из­во­ди­лись по­лот­на ста­рых мас­те­ров из кол­лек­ции Эр­ми­та­жа), сер­ви­зы и чаш­ки – порт­ре­та­ми ко­ро­но­ван­ных особ или из­вест­ных дея­те­лей, тон­ко ис­пол­нен­ной ми­ниа­тю­рой. По­ми­мо по­су­ды, из фар­фо­ра де­ла­лись ка­ми­ны, ме­бель, фут­ля­ры для на­поль­ных ча­сов, тор­ше­ры, ико­но­ста­сы, пыш­ные бу­ке­ты цве­тов (П.У. Ива­нов, «Бу­кет цве­тов», 1840-е годы, би­ск­вит, стек­ло, брон­за). Под влия­нием ко­пен­га­ген­ско­го фар­фо­ра в 1892-1894 годах под­гла­зур­ны­ми крас­ка­ми и гла­зу­ря­ми на за­во­де бы­ли рас­пи­са­ны се­рии ваз (ху­дож­ни­ки Г.Д. Зи­мин, К.Н. Кра­сов­ский, Э. Кор­дес, А. Зон­не, М. Ра­фа­эль и другие). В го­ды цар­ст­во­ва­ния Ни­ко­лая II за­вод дос­тиг об­раз­цо­во­го в тех­ническом от­но­ше­нии со­стоя­ния. В фар­фо­ре мо­дер­на вы­ра­жа­лись тен­ден­ции не­орус­ско­го сти­ля (рос­пи­си де­ко­ра­тив­ных та­ре­лок, пас­халь­ных яиц). При­вле­ка­лись из­вест­ные ху­дож­ни­ки и скульп­то­ры: К.А. Со­мов, Л.С. Бакст, Вал. А. Се­ров, М.В. До­бу­жин­ский, Е.Е. Лан­се­ре и другие.

В 1918-1923 годах ве­ду­щее на­прав­ле­ние – про­изводство так называемого аги­та­ци­он­но­го фар­фо­ра, в оформ­ле­нии ко­то­ро­го ис­поль­зо­ва­лись советские ло­зун­ги, эмб­ле­ма­ти­ка и ге­раль­ди­ка: в се­рии та­ре­лок и блюд С.В. Че­хо­ни­на (художественный руководитель), М.М. Ада­мо­ви­ча, Р.Ф. Виль­де, А.В. Ще­ка­ти­хи­ной-По­тоц­кой и других, в скульп­ту­ре Н.Я. Дань­ко (шах­ма­ты «Крас­ные и бе­лые», «Мат­рос со зна­ме­нем», 1922-1923 годы) и В.В. Куз­не­цо­ва от­ра­зил­ся ре­во­люционный па­фос эпо­хи. В 1931 году бы­ла соз­да­на ху­дожественная ла­бо­ра­то­рия, ку­да во­шли А.В. Во­робь­ев­ский, И.И. Риз­нич, М.Н. Мох, Т.Н. Бес­па­ло­ва-Ми­ха­лё­ва, Л.В. Про­то­по­по­ва, А.М. Ефи­мо­ва и другие. В из­де­ли­ях конца 1920-1930-х годов на­шла от­ра­же­ние про­из­водственная те­ма­ти­ка; в середине 1950-х годов соз­да­ва­лись сер­ви­зы и ва­зы ла­ко­нич­ных, гар­мо­нич­ных форм, ук­ра­шен­ные тон­кой, изящ­ной под­гла­зур­ной и над­гла­зур­ной рос­пи­сью (В.Л. Се­мё­нов, С.Е. Яков­ле­ва, А.А. Яц­ке­вич). В 1960-1980-е годы про­из­во­ди­лись боль­шие де­ко­ра­тив­ные скульп­тур­ные ком­по­зи­ции (В.М. Го­ро­дец­кий и И.С. Олев­ская), тон­ко­стен­ные ча­шеч­ки и па­рад­ные ан­самб­ли из кос­тя­но­го фар­фо­ра (Н.Б. Гу­се­ва и Н.П. Сла­ви­на), рас­пис­ные фар­фо­ро­вые пан­но и сер­ви­зы (А.В. Ла­рионов, Т.В. Афа­нась­е­ва и др.). Му­зей за­во­да – фи­ли­ал Государственного Эр­ми­та­жа.

Дополнительная литература:

Рус­ский ху­до­же­ст­вен­ный фар­фор. Сб. ста­тей о Го­су­дар­ст­вен­ном фар­фо­ро­вом за­во­де / Ред. Э. Ф. Гол­лер­бах, М. В. Фар­ма­ков­ский. Л.,1924;

Го­су­дар­ст­вен­ный фар­фо­ро­вый за­вод им. М. В. Ло­мо­но­со­ва. Ка­та­лог / Вступ. ст. Е. Я. Дань­ко. Л., 1938;

Эм­ме Б. Н. Рус­ский ху­до­же­ст­вен­ный фар­фор. М.; Л., 1950;

Ан­д­рее­ва Л. В. Со­вет­ский фар­фор, 1920–1930-е гг. М., 1975;

Ас­т­ра­хан­це­ва Т. Л. Ле­нин­град­ский кос­тя­ной фар­фор // Со­вет­ское де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во. 1983. № 7;

Рус­ский фар­фор / Сост. Г. Д. Агар­ко­ва и др. М., 1993;

Агар­ко­ва Г. Д., Пет­ро­ва Н. С. 250 лет Ло­мо­но­сов­ско­му фар­фо­ро­во­му за­во­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге. 1744–1994. СПб., 1994.

Иллюстрации:

Та­рел­ка с порт­ре­том В. И. Ле­ни­на. Ху­дож­ни­ки М. М. Ада­мо­вич, Н. И. Альт­ман. Го­су­дар­ст­вен­ный фар­фо­ро­вый за­вод. Пет­ро­град. 1921. Архив БРЭ;

Ва­за «Сплет­ни­цы». Им­пе­ра­тор­ский фар­фо­ро­вый за­вод. С.-Пе­тер­бург. 1808. Архив БРЭ.

Автор статьи: Т. Л. Ас­т­ра­хан­це­ва.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Российский Императорский Фарфоровый Завод | Художественный институт Чикаго

Российский Императорский Фарфоровый Завод | Художественный институт Чикаго
Также известен как
Санкт-Петербургский Императорский фарфоровый завод, Петроградский государственный фарфоровый завод, Ломоносовский фарфоровый завод, Ленинградский фарфоровый завод, Ленинградский государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, Государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, Ломоносовская фабрика по производству фарфора, Ломоносовский фарфоровый завод, Российская ССР. Ломоносовский фарфоровый завод, Фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, Российская С.Ф.С.Р. Ленинградский государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, Ленинградский фарфоровый завод, Ленинградский завод имени Ломоносова

Узнайте больше

Работы по теме

  • Фигура рыбака, ок.1779/96
    Рашетт
  • Торговец мороженым, ок. 1779/96
    Рашетт
  • Фигура солдата, ок. 1796/1801
    Рашетт
  • Чайник, 1920/25
    Государственный фарфоровый завод Ленинград
  • Табличка «Красная звезда», 1922 г.
    Михаил Михайлович Адамович
  • Тарелка, 1921 г.
    Рудольф Федорович Вильде
  • Тарелка, 1923
    Государственный фарфоровый завод Ленинград
  • Охладитель винных бутылок, 1720/40
    Фарфоровый завод Сен-Клу
  • Чашка с блюдцем, ок.1730
    Фарфоровый завод Сен-Клу
  • Сидящая фигура, 1725/30
    Фарфоровый завод Сен-Клу
  • Чашка с блюдцем, ок. 1720
    Фарфоровый завод Сен-Клу
  • Saint Nicholas Hotel: Spandrel Panel, 1892/93
    Адлер и Салливан, архитекторы
  • Ваза, ок.1960
    Бернард Лич

Советский фарфор – путеводитель для коллекционеров

Советские фарфоровые статуэтки как портреты горожан нового поколения

После революции 1917 года фарфор стал экспериментальным материалом для пропаганды спорта и образом нового человека в Советском Союзе.

Эта фигура футболиста Натальи Данко из конца 1920-х годов, которая 26 ноября 2018 года реализовала 100000 фунтов стерлингов на распродаже Russian Art , является прекрасным примером.Скульптурные изображения футболистов из недавно созданных клубов, таких как Динамо Москва и Спартак Москва, вдохновляли молодое поколение, и Наталья Данко, главный художник Государственного фарфорового завода, была выдающимся автором этих персонажей.

Данко, возглавлявший скульптурную мастерскую фабрики с 1919 года, создал множество фигурок, изображающих новых советских граждан, в том числе спортсменов, рабочих, чиновников и солдат.

Фигурки Данко часто расписывала ее младшая сестра Елена, которая также работала на Государственном фарфоровом заводе. Ее нежная роспись по фарфору дополняла искусную лепку ее сестры. Сегодня имя Данко находит отклик у серьезных коллекционеров советского фарфора.

Пропагандистские изображения и фарфоровые знаки на советских тарелках

После революции 1917 года правительство большевиков взяло под свой контроль Императорский фарфоровый завод. Было обнаружено большое количество неокрашенных пластин, которые впоследствии были украшены пропагандистскими лозунгами и революционными изображениями.

На имперских пустых пластинах под основанием часто наносился вензель царствующего царя, что побуждало большевиков покрывать их пятном зеленой или черной краски. Затем художники использовали фарфоровые тарелки как полотна для своих новых советских образов.

Часто предметом украшения служило праздничное событие, например, Первомай, праздник трудящихся; годовщины Октябрьской революции 1917 г .; или съезд Советов.

На многочисленных пластинах был изображен символ новой советской власти – серп и молот, часто сопровождаемый пропагандистским лозунгом. Рудольф Вильде, Михаил Адамович и Александра Щекотихина-Потоцкая были одними из самых знаменитых художников.

Щекотихину-Потоцкую особенно тянуло к русскому фольклору и иконописи. На ее красочных пластинах часто изображены советские персонажи, такие как комиссары и моряки, а также предметы из русского фольклора, такие как аккордеонисты или рыбаки.

Советский фарфор для повседневного использования

Советский фарфоровый завод также производил ряд практичных чайных и кофейных сервизов, которые часто распространялись среди новообразованных советских посольств за рубежом.

Несколько фарфоровых сервизов были украшены художником-графиком Сергеем Чехониным, пришедшим на работу на фабрику в 1918 году. Его картины и надписи были одними из самых элегантных творений фабрики.

Искусство Чехонина блестяще сочетает в себе традиционные неоклассические образы с его собственным энтузиазмом и страстью к будущему.Это можно увидеть на вышеупомянутом фарфоровом сервизе «Рог изобилия», который был продан на Christie’s в Лондоне в 2015 году за 40 000 фунтов стерлингов. Золотой серп, символ нового режима, мастерски сочетается с нежными полевыми цветами и пшеницей, почерпнутыми из русского народного искусства.

Увлечение Чехонина народным искусством также можно увидеть в приведенной выше серии рисунков, проданных на Christie’s в 2012 году, на которых изображены стилизованные птицы, звери и цветы.

Международная привлекательность советской пропаганды

После того, как советское правительство наладило внешнюю торговлю, фарфоровые изделия, украшенные революционными лозунгами и пропагандой, активно продвигались и выставлялись в европейских городах, таких как Амстердам, Берлин, Таллинн, Стокгольм, Лион и Париж.

На большом блюде, украшенном дизайном Антона Комашки (вверху), проданном на Christie’s в июне 2018 года, имеется выставочный ярлык из Советского павильона на Международной выставке Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes 1925 года в Париже.

Это яркий пример того, что советское правительство стремилось продвигать за границу: рабочий, держащий молоток, марширует вперед с оптимизмом и уверенностью.

История коллекционирования советского фарфора – и подделок

Среди коллекционеров интерес к советскому фарфору начал расти в 1970-х – начале 1980-х годов. С тех пор он стал неотъемлемой частью почти каждого аукциона русского искусства Christie’s.

Музеи в России стремились пополнить свои коллекции произведениями этого периода, и, как это часто бывает, эта потребность привела к производству большого количества подделок. Копии легко распространялись в Европу через Восточную Германию и продавались жаждущим коллекционерам и музеям.

Покупая советский фарфор, всегда важно следить за качеством росписи и позолоты, которые сложно имитировать.Способ, которым нанесены знаки и цифры под основанием, и их общий дизайн также очень показательны. Очень важно изучить форму и форму фарфоровой посуды, потому что для изготовления копий часто использовалась оригинальная посуда небольших частных фабрик.

Сегодня лучшие и самые знаковые образцы советского фарфора можно увидеть в Музее Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который входит в состав Государственного Эрмитажа.Высококачественная коллекция также находится в Британском музее в Лондоне.

Музей фарфора, Санкт-Петербург, Россия

Эта небольшая современная коллекция, входящая в состав всемирно известного Императорского фарфорового завода, а теперь находящегося в ведении Государственного Эрмитажа, прослеживает историю производства фарфора в России и содержит одни из лучших произведений, созданных на фабриках за 250 лет существования. Посещение музея можно совместить с экскурсией по цехам завода.

Полюбоваться коллекциями в Музее Императорского фарфорового завода.

Первый Музей фарфора был открыт в 1844 году по приказу Николая I к столетию Императорского фарфорового завода. Большая часть оригинальной музейной коллекции поступила из кладовых Зимнего дворца и других королевских домов. Во время правления Александра III стало политикой создания копии каждого оригинального произведения, произведенного фабрикой специально для коллекции музея.Во время обеих мировых войн обширная коллекция музея была эвакуирована сначала в Карелию, а затем на Урал, а сам музей в советский период неуклонно уменьшался в размерах.

Собрание, переданное Государственным Эрмитажем в 2001 г., теперь занимает два зала и отслеживает развитие фарфорового производства в России от первых имитаций иностранных моделей до расцвета Императорского фарфорового завода в XIX веке и включает Постоянно обновляемая коллекция уникальных экспонатов из огромного фонда музея, представленная в элегантном современном пространстве с четкой маркировкой.В планах расширение музея третьим залом, посвященным продукции фабрики 20 -го века, а ниже посетители музея найдут фабричную галерею, в которой представлены последние эксклюзивные работы современных дизайнеров и художников.

Адрес: 151, проспект Обуховской обороны
Метро: Ломоносовская
Время работы: со вторника по субботу с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00.Воскресенье с 10:30 до 17:00. Последний вход в 16:00.
Закрыто: Понедельник
Телефон: +7 (812) 326-2672. Для экскурсий на завод: +7 (812) 326-5378
Стоимость входного билета: 300,00 руб. Дети / студенты: бесплатно.
Примечание для посетителей: Этот музей не оборудован для гостей на инвалидных колясках. Некоторый доступ для посетителей с ограниченными физическими возможностями: есть лифт / лифт, но лестница у самого входа может быть препятствием.

Имперское очарование: Пауль Шаффер


Период Александра I

Кашпо. 1815-1825 гг. Фарфор, надглазурное оформление, золочение. Высота 29,1 см. (11 1/2 дюйма).


Из собственного обеденного сервиза Ее Величества, сделанного для императрицы Елизаветы (1741-1762 гг.)

дополнений к сервизу 1825-1855 гг.




вверху: две военные таблички.Около 1816 г. Фарфор, надглазурь. полихромный декор, золочение. Диаметр 24,2 см. (9 1/2 дюйма).

ИМПЕРСКОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ


С момента открытия нашего первого магазина в Нью-Йорке почти шестьдесят лет назад у нас были выставки, посвященные Фаберже, золотые шкатулки, антикварные украшения, автоматы и русские иконки – все, что нас особенно интересует. Хотя мы содержала постоянную коллекцию русского фарфора, она не была достаточно большой. не достаточно широки, чтобы устроить выставку, даже с учетом имеющихся материалов на Западе.Однако с предложением кредита от Петергофа эта выставка детальное описание величия и красоты жизни дворцов Императорской России. сделал возможным.

Производство фарфора в России началось с Петра Великого (1687-1725), как видно на плиточных стенах Монплезира. В своем стремлении объединиться, обучать и развивать торговлю для России, он привлекал ремесленников со всего мира и приглашал много разных европейских мастеров жить и работать в России. Желание Петра утвердить Россию как европейскую державу, и Елизавета и Екатерина продолжат интерес к вестернизации, потребовал создания императорского фарфора фабрика, такая, какая была в моде при дворах Европы.На самом деле российский слово фарфор, «фарфор», происходит от арабского и персидского «Фахфур», что означает “имперский”, которое, в свою очередь, происходит от имени китайского императора, в честь которого назван участок по производству фарфора.

Когда дочь Петра Елизавета стала императрицей (1741-1762), она продолжила искать квалифицированных мастеров и в конечном итоге нанял Чистофа Конрада Хунгера для основать фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. К сожалению, он был авантюристом которые не имели большого успеха на заводе, и настоящий фарфор в России был разработан его помощник Дмитрий Виноградов.

Однако больше, чем многие другие европейские фарфоровые заводы, Российская Императорская Фабрика зависела от иностранных мастеров и идей. Раннее германское влияние на производство в период Елизаветы уступил французскому влиянию, которое доминировал не только на Императорском заводе, но и оказал влияние на несколько частных заводов. также. Однако общее направление Императорского завода было русским, и попал под финансовую и художественную юрисдикцию Кабинета Его Величества (Императорский канцлер), который после 1802 года также управлял имперским стеклом и гобеленовые фабрики.

Частные фабрики России, самой известной из которых была фабрика Франциска. Московский гарднер, пользующийся императорским покровительством, очень выиграл, когда в 1806 г. новый закон, запрещающий ввоз коммерческого фарфора, был принят для защиты попытка продажи некоторых имперских товаров. Большая часть его продукции равнялась качества Императорского завода, поэтому они представлены в этом онлайн-выставка.

Поль Шаффер, президент
A La Vieille Russie



Завод имени братьев Корниловых, около 1885 года.

Разноцветная позолоченная фарфоровая тарелка с изображением императорского орла.

Со времен Александра I

Пластина. Фарфор, надглазурная полихромная отделка, золочение. Диаметр 24,7 см. (9 3/4 дюйма).

Русский фарфор. Модерн | izi.TRAVEL

На рубеже ХХ веков формы и декор изделий из русского фарфора не избежали влияния модерна (нового искусства).
Типичная для стиля модерн декоративность, отказ от прямых линий и углов в пользу изогнутых и плавных линий, мотивы вьющихся цветов, двухмерные композиции, основанные на цветовых областях, умело используются в изделиях, производимых на керамических заводах Товарищества Мануфактура фарфора и фаянса, основанная в 1889 году русским фабрикантом Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, объединившим несколько крупных частных керамических фабрик.Флагманским предприятием Товарищества был фарфоровый завод, расположенный в селе Дулево Владимирской области (ныне Московская область). Еще одним крупным предприятием Товарищества была фабрика Гарднера, приобретенная Кузнецовым в начале 1890-х годов.
Модные тенденции, проявленные в шедеврах кузнецовских фабрик, иллюстрируют кофейная чашка и блюдце из музейной коллекции, а также декоративная ваза с ручками, выполненными в виде причудливых усиков и стеблей растений, с соблюдением единства. из основных принципов модерна – имитация внешнего мира природы.
К концу 19 века компания M.S. Товарищество Кузнецова превратилось в крупнейшую керамическую компанию, работающую в России. Поскольку объем производства постоянно увеличивался, процесс декорирования постепенно механизировался за счет внедрения передовых методов: шаблоны трафаретов – нанесение аэрозольной краски через вырезанные отверстия в трафарете; декаль – бумага с рисунком, который необходимо перенести на поверхность. В этой технике, например, декорировали декорации пасторальными сценами.
После Октябрьской социалистической революции фабрики Товарищества, кроме фабрики в Риге, были национализированы. Некоторые предприятия, ранее принадлежавшие Кузнецову, – Дулевский фарфоровый завод, Завод Гарднера в поселке Вербилки – работают и по сей день.

революций приходят и уходят, но фарфоровый завод выдерживает

Если он кажется человеком, который спешит, подумайте о его задаче. Вместе с остальной рабочей силой г-н Бойс отчитывается перед иностранными инвесторами, которые хотят, чтобы фабрика встала на ноги и вернулась к своему первоначальному бизнесу: разработке, производству и продаже самого дорогого фарфора в мире.

Что возвращает нас к мистеру Кравису. Директор нью-йоркской инвестиционной компании Kohlberg Kravis Roberts & Company, г-н Кравис был привлечен на завод примерно в то время, когда финансовый кризис в России стал настолько серьезным, что сотрудники Ломоносова, отчаявшись получить деньги, начали распродавать принадлежащие им акции компании. растение. В конце концов, г-н Кравис и некоторые его коллеги сформировали Международную фарфоровую компанию, которая также приобрела 30 процентов завода.

Ломоносовскому заводу, по-прежнему выполнявшему большую часть работы вручную, требовались вливания денег и смекалки.Но когда старая гвардия увидела приближение американцев, они испугались, что продадут музей фабрики с 25 тысячами экспонатов, в котором есть чайный сервиз, сделанный для императрицы Елизаветы, и рисунки Кандинского, создавшего мотивы для фабрики в 1920-х годах, и Казимира Малевича. . Менеджеры убедили правительство подать в суд на отмену приватизации завода. В конечном итоге российские суды вынесли решение в пользу внешних инвесторов, а правительство вмешалось, чтобы потребовать музей.

К чему такая суета вокруг стареющего фарфорового завода? «Решение об инвестировании в Ломоносов было принято, потому что это считалось привлекательным вложением, – сказала Рут Пахман, пресс-секретарь г-на Гала.Кравис. Он «обладает богатыми историческими традициями, – добавила она, – и в прошлом производил шедевры фарфора мирового уровня, которые востребованы коллекционерами русского имперского искусства. Это уникальная компания с особым наследием, которое заслуживает сохранения ».

Хотя последние несколько десятилетий были тяжелыми для фабрики, она сохранила репутацию сундука с художественными и культурными сокровищами. Когда президент Рональд Рейган и его жена Нэнси посетили Москву в 1988 году, они пошли домой с вазой Ломоносова и кофейным сервизом на шесть человек, подарком Горбачевых.В 1999 году ваза была подарком королю и королеве Норвегии.

«За свою долгую историю фабрика взрастила некоторые из самых важных художественных, архитектурных и литературных талантов России и Санкт-Петербурга», – сказала Карен Кеттеринг, младший хранитель Музея Хиллвуд в Вашингтоне, который имеет самую большую коллекцию. предметов русского декоративно-прикладного искусства за пределами России, в том числе многие предметы Императорского фарфора. ” Ни одна другая европейская или американская фабрика не имела столь уникальных или продуктивных отношений сотрудничества с современными художниками.”

Даже при большевиках, которые рассматривали его как орудие пропаганды, фабрика привлекала опытных дизайнеров и мастеров. В 1920-х годах они переработали запас белого фарфора, украсив его коммунистическими лозунгами. Многие предметы были вывешены в общественных местах, например, в государственных банках; другие были раскуплены представителями уцелевшей буржуазии, которые признали ценность фарфора. В последнее время предметы коллекционирования приобрели известность в других кругах: около шести лет назад Джейн Фонда разместила заказ на репродукцию тарелки с тисненой надписью «Земля рабочим».’

Фарфоровый завод Гарднера

История

В 1766 году обрусевший английский купец Фрэнсис Якоб Гарднер основал первую в России частную фарфоровую фабрику в деревне Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Для создания производства Ф. Гарднер пригласил И.-Г. Миллера, который работал на Императорском фарфоровом заводе и был знаком с рецептурой твердого фарфора, разработанной Дмитрием Ивановичем Виноградовым, немецким художником-фарфором И.Кестнера пригласили обучать художников.

В начале своей деятельности мануфактура Гарднера в Вербилках производила изделия (посуду и статуэтки) по образцам знаменитого мейсенского фарфорового завода.

В 1770-1780-х годах по заказу императрицы Екатерины II фабрика изготовила четыре орденских сервиза (Георгий Победоносец, Андрей Первозванный, Александр Невский, Владимир Великий), предназначенных для торжественных приемов зимой. Дворец кавалеров главных орденов России.В 1785 году московский губернатор присвоил компании «право выставлять изображение святого Георгия Победоносца в знак признательности двора».

Фарфоровый завод Ф. Гарднера был одним из лучших частных заводов России. В течение 18, -х, -19, -х, веков фарфор Гарднера не только конкурировал с изделиями Императорского фарфорового завода, но и оказал большое влияние на изделия многочисленных частных фарфоровых предприятий, став образцом для подражания.На фабрике производились изделия из фарфора, фаянса, непрозрачной глазури, печенья. Основную долю продукции составили чайные и столовые сервизы, штанговая посуда, декоративные подносы, подносы, вазы, а также небольшие скульптуры различной тематики. Мастера фабрики владели самыми разнообразными техниками декорирования фарфора: подглазурной и надглазурной росписью, декорированием, рельефом, обработкой скульптурных деталей. Декоративные сюжеты и сюжеты были необычайно разнообразны: цветочные гирлянды и букеты, пейзажи и архитектурные виды городов, портреты героев войны 1812 года и военных сюжетов, жанровые сцены и архетипические изображения, монограммы и гербы знатных родов.Источниками вдохновения для сюжетов и изображений послужили гравюры, различные книжные и журнальные публикации.

В 1856 году Фарфоровый завод Гарднера получил титул Поставщика Двора Его Императорского Величества, подтвержденный в 1865, 1872, 1882 и 1896 годах.

До начала 1890-х годов фабрика принадлежала потомкам основателя. В 1892 году Матвей Кузнецов выкупил предприятие вместе с фабричными выкройками, формами, чертежами и образцами, а также с правом использования бренда Гарднера у последнего владельца Элизабет Гарднер и реорганизовал его в «М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх