Конструктивизм фото – Конструктивизм / История фотографии / Уроки фотографии

Содержание

Конструктивизм / История фотографии / Уроки фотографии

История конструктивизма

Конструктивизм

Высшая школа Bauhaus в г. Дессау, здание с лестницей. Фото Т. Люкса Файнингера, около 1927 г. © T. Lux Feininger

Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. В первой четверти XX века в геометрической прогрессии выросло число новых художественных направлений и стилей, среди которых ведущее место в архитектуре, дизайне и фотографии занял конструктивизм. Признавая только пользу и утилитарность, стремясь усовершенствовать предметную среду, окружающую человека, художники-конструктивисты считали излишними декоративные мотивы, отвергали национальные традиции. Искусство стало вторгаться в повседневную жизнь, его общественные функции становились все более разнообразными. Возникли новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.

Конструктивизм — явление интернациональное, но наибольшее распространение он получил на территории трех стран: СССР, Германии и Чехословакии. В Германии центром функционалистских экспериментов стала Высшая школа архитектуры, строительства, дизайна и прикладного искусства Баухауз (Bauhaus). В 1926 году живописец Ласло Мохой-Надь (László Moholy-Nagy) открыл здесь фотографическую мастерскую, а в 1929-м было организовано специальное фотографическое отделение, ведущим преподавателем которого был назначен профессиональный фотограф Вальтер Петерханс (Walter Peterhans).

z

«Eifersucht». Фотомонтаж Ласло Мохой-Надя, 1927 г. © László Moholy-Nagy / 1999 George Eastman House, Rochester, NY В швейцарском кантоне Тесин. Фото Ласло Мохой-Надя, 1925 г. © László Moholy-Nagy

В швейцарском кантоне Тесин. Фото Ласло Мохой-Надя, 1925 г. © László Moholy-Nagy

z

В 1922 году в журнале «Штурм» была опубликована статья Мохой-Надя «Динамико-конструктивная система сил». Она стала манифестом отрицания привычных фотографических принципов и перехода к совершенно новой композиции. Наглядной иллюстрацией к этому тексту может послужить его же работа «В швейцарском кантоне Тесин». На снимке движение идет вверх — сфотографированная снизу стена дома выходит за верхнюю рамку кадра. Эта устремленность движения снизу вверх подчеркивается почти перпендикулярной крыше линией электропроводов. Яркий дневной свет совершенно не дает теней: окна дома кажутся черными прямоугольниками на белой, без тональных переходов поверхности стены.

Архитектура не случайно стала одним из главных объектов съемки для конструктивистов. «Конечная цель всякой художественной деятельности — здание», — писал директор Баухауза Вальтер Гропиус. Построенная им школа на фотографиях, сделанных ее преподавателями и студентами, превратилась в поле для экспериментов с необычными ракурсами. Особое внимание в композиции снимка конструктивисты уделяли диагонали, иногда на этой линии выстраивая весь кадр. Советские авангардисты назвали такой прием «динамической диагональю» и придавали ему идейное значение.

z

Да здравствует мировой Октябрь. Коллаж Густава Клуциса, 1933 г. © Густав Клуцис

Да здравствует мировой Октябрь. Коллаж Густава Клуциса, 1933 г. © Густав Клуцис

Обложка проспекта советского отдела Международной выставки гигиены в Дрездене. Коллаж Эль Лисицкого, 1930 г. © Эль Лисицкий

Обложка проспекта советского отдела Международной выставки гигиены в Дрездене. Коллаж Эль Лисицкого, 1930 г. © Эль Лисицкий

z

Если для художников Баухауза фотография была одним из средств изучения формального языка изображения, игрой с формами и пространством, то в советской России она стала прежде всего частью пропаганды. Многочисленные агитационные плакаты (в том числе и военные), киноафиши, книжные иллюстрации, созданные советскими конструктивистами, были выполнены в технике фотомонтажа. Ведущими мастерами коллажа были Александр Михайлович Родченко, Эль Лисицкий (настоящее имя Лазарь Маркович Лисицкий) и Густав Клуцис.

[BANNER 4508]

Наряду с фотоколлажами широкое распространение получила репортажная фотография. С 1930 года по инициативе М. Горького издавался журнал «СССР на стройке», для которого в разное время фотографировали Александр Родченко, Борис Игнатович и Георгий Петрусов. Вместе они создавали фотолетопись строительства нового государства. Их фотографии по-настоящему монументальны, смелая композиция подчеркивает движение, нестандартные точки съемки и крупный план акцентируют внимание на самых значимых деталях.

z

«Работа с оркестром». Фото Александра Родченко, 1933 г. © Александр Родченко

«Работа с оркестром». Фото Александра Родченко, 1933 г. © Александр Родченко

«Копьеметательница». Фото Эммануила Евзерихина, 1937 г. © Эммануил Евзерихин / 2001—2008 Московский дом фотографии

z

Для фотографов, начинавших работать в условиях строительства социализма, основная задача была, по выражению Родченко, снимать «жизнь молодой советской республики, текущую, строящуюся повсюду, рядом: показывать ее под самыми различными ракурсами». Необычный ракурс не только позволял мастеру оригинально преподнести сюжет, но и давал возможность более глубоко раскрыть содержание, смысл кадра. Это можно увидеть на примере фотографии «Работа с оркестром» (снимок был сделан во время строительства заключенными Беломоро-Балтийского канала). Кадр разделен на две плоскости: на белой каменной плите, находящейся на возвышении, играет оркестр заключенных, внизу — те же заключенные, но укладывающие доски, занимающиеся грубой физической работой. Контраст белого и черного, резкая, пересекающая кадр диагональ намекают о привилегированном положении одних по отношению к другим.

По-разному проявились новые тенденции в творчестве чешских фотографов. Конструктивистские этюды с обнаженной натурой создавал в 1920–30-х годах Франтишек Дртикол (František Drtikol). В фотографиях этого периода живописные задники уступили место геометрическим декорациям и использованию теней в композиции, мечтательные модели в духе модерна сменились танцовщицами, над статичной композицией победу одержало динамическое движение.

z

«Композиция». Фото Франтишека Дртикола, 1929 г. © František Drtikol / Galerie AmbrosianA «Движение». Фото Франтишека Дртикола, 1927 г. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

«Движение». Фото Франтишека Дртикола, 1927 г. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

z

Считается, что влияние на Дртикола оказал его ассистент — талантливый художник и фотограф Ярослав Ресслер (Jaroslav Roessler). При создании рекламных фотографий и портретов Ресслер экспериментировал с различными геометрическими формами, используя технику двойного экспонирования (таким же образом сделал свой знаменитый автопортрет Эль Лисицкий). К конструктивизму также относится абсолютное большинство его фотоколлажей.

Яромир Функе (Jaromir Funke) «конструировал» фотографию без помощи фотомонтажа, пользуясь исключительно ее собственными возможностями, а именно игрой светотени. В своих натюрмортах он фотографировал прямоугольники и квадраты из стекла и бумаги, стеклянные кубы, треугольники и шары таким образом, что сами объекты оказывались вне поля зрения, видны были только их тени. При съемке архитектуры Функе отдавал предпочтение необычным ракурсам, он запечатлел здания наклоненным в сторону фотоаппаратом, чтобы объект пересекал кадр по диагонали. Эти снимки представляют собой фотографические параллели функционалистической архитектуры.

z

Без названия. Фото Ярослава Ресслера. © Jaroslav Rössler

Без названия. Фото Ярослава Ресслера. © Jaroslav Rössler

Без названия. Фотомонтаж Ярослава Ресслера, 1931 г. © Jaroslav Rössler

Без названия. Фотомонтаж Ярослава Ресслера, 1931 г. © Jaroslav Rössler

z

В фотографиях, сделанных Йозефом Судеком (Josef Sudek) в начале 1930-х, проявляется влияние конструктивизма и функционализма. На одной из рекламных фотографий автор удачно обыгрывает прием «динамической диагонали». На снимке изображен стул и лежащий на нем стол со стеклянной столешницей. Стол лежит таким образом, что в его круглой столешнице-зеркале диагональю отражается верхняя часть шкафа с укрепленной на ней лампой. В отражении шкаф оказывается перевернут. Таким образом, Судек не напрямую, а через отражение в зеркале демонстрирует необычный ракурс съемки.

Конструктивисты внесли огромный вклад в развитие мировой светописи. Разработанные ими эстетические концепции впоследствии станут классическими приемами рекламной фотографии. С конструктивизмом также связан расцвет полиграфического дизайна, в котором по принципу синтеза искусств соединились фотография, коллаж и графика.

z

Рекламная фотография. Фото Йозефа Судека, 1932-36 гг. © Josef Sudek / Anna Fárová

Рекламная фотография. Фото Йозефа Судека, 1932-36 гг. © Josef Sudek / Anna Fárová

Без названия. Фото Яромира Функе, 1927 г. © Jaromír Funke / Museum of New Mexico

Без названия. Фото Яромира Функе, 1927 г. © Jaromír Funke / Museum of New Mexico

z

z

Коллаж Рауля Хаусмана

Коллаж Рауля Хаусмана

Коллаж Густава Клуциса. Спорт, 1923 г.

Коллаж Густава Клуциса. Спорт, 1923 г.

z

Больше красивых иллюстраций на следующей странице (17 фото, 1,6 Мб)

prophotos.ru

примеры дизайна, фото – Rehouz

По поводу этого направления В. Маяковский написал, что новое слово «конструктивизм» впервые «прилетело» из России, а не из Франции. Поэт был прав в высказывании, и подтверждение этому советский лозунг «мы наш, мы новый мир построим».

конструктивизм в интерьереКонструктивизм в интерьере

≡ Содержание:

История конструктивизма

Это авангардное направление впервые появилось в 20 — 30 годах ХХ века в СССР и как нельзя лучше соответствовало экономическому и политическому положению в государстве.
Появилось новое общество людей с совершенно другим взглядом на окружающую действительность, отрицающее все, что было раньше.
Те годы были временем отказа от всего буржуазного, провозглашение и поиск новых форм, использование современных строительных и отделочных материалов. Отныне отрицалось «чистое» искусство, оно должно было стать на службу производству и человеку. Последователи этого направления продвигали идеи утилитаризма или иначе «производственного искусства». Художники и архитекторы должны были создавать полезные и удобные для людей вещи.

Архитекторы и идейные вдохновители конструктивизма ставили перед собой задачу в увеличении роли архитектуры, отказе от украшательства и переизбытка декора, улучшении функциональности простых конструкций. Важна была динамика строения, его вертикальные и горизонтальные поверхности, свободный план здания.
Яркими представителями архитектурного стиля конструктивизм стали строения Дворцов культуры и клубов.

конструктивизм в интерьере

Особенности стиля конструктивизм в интерьере

Основные характеристики конструктивизма в интерьере – сдержанность форм и функциональность помещений.
Стиль довольно строгий, не терпящий «украшательств» и всевозможных излишеств. Все детали интерьера должны работать как единое «чистое» пространство практически не имеющее разделения на функциональные зоны.
Многим это направление покажется скучным. Четкие правила компоновки и цветовых решений, никаких мягких форм и дополнительных элементов. Даже декоративный текстиль или ваза на столе смотрятся «чужими» в этом стиле интерьера.

Но любимый молодыми и динамичными людьми стиль хай-тек, произошел и впитал в себя идеи именно конструктивизма. Более того, скандинавский стиль интерьера также использует некоторые аналогичные приемы создания гармоничного пространства.

конструктивизм в интерьере

Материалы и отделка

Плюсами стиля можно назвать небольшие финансовые затраты при создании интерьера и доступность материалов любому потребителю. Эти факторы часто являются решающими, особенно если вы, прежде всего, цените удобство и не любите загромождать помещение лишними вещами.
Конструктивизму не свойственно украшательство, присущее другим популярным стилям, таким как: модерн, рококо и классический.

Конструктивизм позволяет реализовывать смелые идеи не за счет помпезных форм и дорогих обстановок, а за счет игры с пространством, использованию новейших строительных и отделочных материалов.

Потолок и стены не нужно украшать, зачастую это бетонные основания и окрашенная штукатурка, базовый цвет — белый.
Пол чаще всего из дерева, если плитка, то однотонная, предпочтительно серого, белого или черного цвета.

конструктивизм в интерьере фотоЦвета в интерьере стиля конструктивизм чистые, без оттенков: черный, белый, красный, синий и желтый. Именно из их сочетания выполняются акценты и подчеркиваются функциональные зоны в помещении. Интересно, что подобный стиль интерьера редко встретишь в частных домах. Он скорее дань урбанизации, неотъемлемая часть строений из бетона.

Весь интерьер должен создавать иллюзию чистого, открытого и светлого пространства. Это достигается за счет минимального количества вещей и грамотного зонирования.

конструктивизм в интерьере

Мебель в стиле конструктивизм

[ads_block]
Конструктивизм в интерьере подразумевает наличие практичной, функциональной и удобной мебели. Чем меньше места занимает мебель, тем лучше, ведь конструктивизм требует больше пространства.

Следует выбирать мебель без лишнего декора, также приветствуются простые формы и монотонный окрас. Зато за счет однотонности мебели можно расставить нужные акценты и разнообразить цветовую гамму комнаты.

Фото-примеры:

Освещение

Исходя из концепции самого стиля, помещения должны быть хорошо освещены естественным светом.
Для поддержания светлого, открытого пространства используются многоуровневые варианты подсветки. Светильники простых и сложных геометрических форм в соответствующем стиле из простого стекла, металла, пластика располагаются так, чтобы еще больше выделить зоны в квартире, например, зону отдыха в гостиной или барную стойку на кухне.

Для большего проникновения естественного освещения, окна драпируют шторами из легкого текстиля. Также используются жалюзи или рольшторы.

Аксессуары

Совсем без аксессуаров даже в минималистическом интерьере не обойтись. Согласитесь, и на качественно окрашенные белые стены устанешь смотреть, поэтому яркие постеры, абстрактная живопись и фото в строгих рамах будут весьма кстати.

Однотонный или с геометрическими принтами текстиль, смягчит строгость обстановки. Благодаря тяге стиля к сочным, чистым цветам, грамотное их сочетание при создании интерьера, станет дополнительным украшением жилища.

Конструктивизм в интерьере кухниКонструктивизм в интерьере кухни

В данных интерьерах комбинация конструкционных материалов, например, металлическое основание столика со стеклянной столешницей и оригинальная консоль геометрической формы под теле-видео аппаратуру, могут стать яркими акцентами.

В нашем суматошном мире стиль конструктивизм в интерьере по-прежнему остается актуальным как в чистом виде, так и в миксе разных направлений. От переизбытка информации иногда хочется расслабиться и оказаться в простой, ненавязчивой, практичной обстановке.

Конструктивизм в интерьере — фото

конструктивизм в интерьере фото конструктивизм в интерьере спальной фото конструктивизм в интерьере гостиной фото конструктивизм в интерьере фото

Дизайн интерьера в стиле конструктивизм

Дизайн интерьера в стиле конструктивизм - фото

+ Похожие стили:

≡ Стили интерьера, полный список →

rehouz.info

Конструктивизм / История фотографии / Уроки фотографии

Дата публикации: 09.10.2009

Галерея фотографий

z

Балконы Баухауза. Фото Ласло Мохой-Надя, 1926 г. © László Moholy-Nagy / 1999 George Eastman House, Rochester, NY «Love your neighbor. Murder on the railway line». Фотомонтаж Ласло Мохой-Надя, 1925 г. © László Moholy-Nagy / Estate of László Moholy-Nagy. Artists Rights Society (ARS), New York

z

«Chairs at Margate». Фото Ласло Мохой-Надя, 1935 г. © László Moholy-Nagy / 1999 George Eastman House, Rochester, NY

z

«Kattina Both». Фото Эриха Консемюллера, около 1927 г. © Erich Consemüller

«Kattina Both». Фото Эриха Консемюллера, около 1927 г. © Erich Consemüller

Обложка первого номера журнала «Bauhaus-Zeitschrift». Фото Херберта Байера, 1928 г. © VG Bild-Kunst, Bonn

Обложка первого номера журнала «Bauhaus-Zeitschrift». Фото Херберта Байера, 1928 г. © VG Bild-Kunst, Bonn

z

«Прозрачность». Фото Кстанти Шавинского, 1936 г. © Xanti Schawinsky

«Прозрачность». Фото Кстанти Шавинского, 1936 г. © Xanti Schawinsky

z

«С моста». Фото Ласло Мохой-Надя, 1925 г. © László Moholy-Nagy

«С моста». Фото Ласло Мохой-Надя, 1925 г. © László Moholy-Nagy

Интерьер здания Ле Корбюзье, Москва. Фото Бориса Игнатовича, 1929 г. © Борис Игнатович

Интерьер здания Ле Корбюзье, Москва. Фото Бориса Игнатовича, 1929 г. © Борис Игнатович

z

«На стройке». Фото Бориса Игнатовича, 1929 г. © Борис Игнатович / Собрание К. Игнатович

«На стройке». Фото Бориса Игнатовича, 1929 г. © Борис Игнатович / Собрание К. Игнатович

«У Смольного». Фото Бориса Игнатовича, 1931 г. © Борис Игнатович

«У Смольного». Фото Бориса Игнатовича, 1931 г. © Борис Игнатович

z

«Бегущий в городе». Фотомонтаж Эль Лисицкого, 1926 г. © Эль Лисицкий / 2000–2007 The Metropolitan Museum of Art «Теннисные мячи». Фото Георгия Петрусова, конец 1930-х гг. © Георгий Петрусов / Галерея Алекса Лахманна, Кельн

«Теннисные мячи». Фото Георгия Петрусова, конец 1930-х гг. © Георгий Петрусов / Галерея Алекса Лахманна, Кельн

z

«Пожарная лестница», из серии «Дом на Мясницкой». Фото Александра Родченко, 1925 г. © Александр Родченко / 2001—2008 Московский дом фотографии «Композиция». Фото Франтишека Дртикола, 1925-26 гг. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

«Композиция». Фото Франтишека Дртикола, 1925-26 гг. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

z

«Student Dormitory – Brno». Фото Яромира Функе, 1930 г. © Jaromír Funke / The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, California OMTO. Коллаж Ярослава Ресслера, 1926-27 гг. © Jaroslav Rössler / Museum of Decorative Arts in Prague

OMTO. Коллаж Ярослава Ресслера, 1926-27 гг. © Jaroslav Rössler / Museum of Decorative Arts in Prague

z

«Обнаженная». Фото Франтишека Дртикола, 1927 г. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

«Обнаженная». Фото Франтишека Дртикола, 1927 г. © František Drtikol / Museum of Decorative Arts in Prague

z

z

z

Коллаж Рауля Хаусмана

Коллаж Рауля Хаусмана

Коллаж Густава Клуциса. Спорт, 1923 г.

Коллаж Густава Клуциса. Спорт, 1923 г.

prophotos.ru

родом из СССР. Стиль в архитектуре.

Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем архитектурных направлений, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.

Конструктивизм  — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве,  зародившееся  в начале 1930-х годов в СССР. Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей прямой причастности к формированию данного направления мы можем найти в цитате русского поэта В.В. Маяковского:
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства –  конструктивизм».

Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?

Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.  Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».


Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us

Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Реклама 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru

Родоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали  термин «конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект  Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».

Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.


Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu

«Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru

Конкурсы и идеи творческих объединений

Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».


Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru

Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru

Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов. Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия. Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания. Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод,  когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.


Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».


Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской  площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.


Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua

Противники нового течения

Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса –  московский архитектор Иван Жолтовский.


Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с  сайта: http://poznamka.ru

Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru

Смена приоритетов

С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре,  создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 –  1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.


Типография журнала «Огонёк». Архитектор Эль Лисицкий. Фото с сайта: http://dic.academic.ru

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова. Фото с сайтов: http://novostimira.net, http://simplr.ru
Заглавное фото:  рисунок Якова Чернихова из его книги «101 архитектурная фантазия». Фото с сайта: http://2.bp.blogspot.com

porusski.me

Стиль конструктивизм в интерьере - основные черты

«Мы наш, мы новый мир построим»

Именно так можно охарактеризовать все те эмоции и порывы, которые двигали нашими предками в России после революции. Все, что хоть как-то отображало царскую Россию, стало считаться мещанством. Основная задача, вкладываемая в конструктивизм, заключалась не в красоте исполнения, а в функциональности. В те годы в Европе свою популярность набирал авангардный стиль, он и стал основой для создания пролетарского конструктивизма.

И несмотря на то, что спустя несколько лет стиль конструктивизм в дизайне интерьера и архитектуре стал считаться буржуазным, неугодным, так как в моду вошел сталинский неоклассицизм, он имеет свою жизнь и в нашем современном мире. Также конструктивизм стал прародителем хай-тека, минимализма и других стилей.

Современный интерьер гостиной в стиле конструктивизм фото

Современный интерьер гостиной в стиле конструктивизм фото

Минималистский конструктивизм в интерьере

Минималистский конструктивизм в интерьере

Чтобы иметь четкое представление о данном направлении, давайте рассмотрим основные черты стиля конструктивизм в интерьере, что ему свойственно и что его определяет.

Особенности стиля

В конструктивизме нет места декору и рисункам. Так, ковер должен быть без рисунка органично сочетающиеся с цветовой гаммой помещения. Абажуры на лампе предпочтительнее выбирать белоснежного, матового цвета или полупрозрачного стекла, обстановка и ткань натуральных расцветок.

Зато идеи стиля конструктивизм подразумевают, использование стекла, металлических и бетонных поверхностей. При декорировании помещения можно использовать предметы из природных материалов, таких как древесина, лен, или бамбук.

Мебель в этом стиле должна иметь правильные линии, прямые поверхности с прямоугольными соединениями, как на фото стиля конструктивизм в интерьере.

Относительно освещения, допустимой является подсветку, но только в качестве дополнительно освещения к центральному освещению.

Суть конструктивизма в строительстве сводится к воспеванию формы и назначения, отказу от украшений. Более точно формулу дает Ле Корбюзье: «Дом — машина для жизни». Так, интерьер становится весьма простым. Стены – большие гладкие плоскости. Отделываются большими гладкими каменными плитами (мрамор, гранит), деревянными панелями, металлом или краской.

Во многих проектах с 30-х гг. выкладывают стены из стеклоблоков. Потолки ровные с крупными бетонными балками, которые никто не обыгрывает карнизами, в лучшем случае красят в разные оттенки. Наши современники могут добавить ниш, встроенную подсветку, но при этом не для декоративности, а для новой функции, например, дополнительное освещение, встройка сейфа, место под книги и пр.

Стиль конструктивизм в интерьере

Конструктивизм в интерьере сложно спутать с другими стилями, ведь у него есть ряд четко обозначенных характерных особенностей. Давайте с ними познакомимся:

  1. Все формы данного стиля достаточно строгие, при этом они простые и удобные.
  2. Функциональное назначение каждого предмета в интерьере предельно ясно. Тут нет ни одной вещи, над смыслом которой вам придется призадуматься.
  3. В отделке и декоре напрочь отсутствуют любые вычурные элементы и замысловатые узоры.
  4. Отделочные материалы также просты, как и все остальное в данном стиле. Вы можете встретить в дизайне, например, кирпич или стекло, но ничего более сложного.
  5. В данном стиле отсутствуют крупногабаритные элементы. Все предметы в помещении обладают небольшим объемом.
  6. Декор помещения происходит не за счет бесполезных декоративных элементов, а за счет интересных цветовых сочетаний, стильных световых решений и нестандартных фактур.
  7. Очень важная особенность стиля в том, что в нем отсутствуют замкнутые пространства и, тем более, коридоры. Просторные помещения делятся на зоны с помощью легких полупрозрачных перегородок, которые крайне мобильны и при необходимости легко перемещаются по комнате.
  8. Что же касается отделки стен, то тут предпочтение можно отдать простой штукатурке. Потолок также можно оштукатурить и дополнить его стильной подсветкой из светодиодных лампочек. Для отделки пола подойдет натуральная древесина или качественная ее имитация.

Конструктивизм: ничего лишнего

В духе стиля конструктивизма – отсутствие в интерьере какого-либо декора. Как уже было написано выше, задачей данного стиля было показать прогресс того времени, акцентировать внимание человека на функциональности предметов, даже если это шло иногда в разрез с удобством. Считалось, что человек может привыкнуть к любой обстановке.

Интерьер в стиле конструктивизм фото

Интерьер в стиле конструктивизм фото

стиль конструктивизм в интерьере

Стиль конструктивизм в интерьере

Цветовая гамма конструктивизма

Как уже было отмечено выше, подбор правильной цветовой гаммы имеет критично важное значение для данной стилистики, ведь именно за счет цвета достигается декоративный эффект в комнатах. С помощью ярких, насыщенных, часто контрастных цветов и оттенков вы сможете сделать интерьер оригинальным, радующим глаз, а главное нескучным.

По сути, вы можете использовать любые цвета и оттенки в создании конструктивного дизайна, но главными для этого стиля считаются следующие краски: черная, желтая, синяя, белая, красная, металлик. Именно на эти цвета нужно сделать упор, чтобы ни у кого из ваших гостей не осталось сомнений, что комната выполнена именно в стиле конструктивизма.

Важной составляющей подобного декора будет цвет. Поверхности предпочтительно делать однотонными. При этом, особенных ограничений по выбору конкретных красок не существует. Разве что слишком яркие тона лучше оставить для другого ремонта. Так как стиль схож с направлением «хай тек», здесь отлично будут смотреться все цвета типа «металлик».

Важно использовать не более трех цветов в сочетаниях – иначе получится слишком пестрая картина. Если выбраны достаточно темные тона отделки, их можно «разбавить» небольшими яркими акцентами декора или картин. Однако, более правильной идеей будет использование двух темных и одного яркого оттенка в оформлении.

Палитра цветов стиля конструктивизм основывается на том, что есть три основных цвета для фона — это черный, молочный и серый, которые можно дополнить цветом беж или любым оттенком коричневого цвета.

Однако в эту цветовую гамму можно добавить яркие пятна красного, синего, или желтого цвета.

Стиль конструктивизм в интерьере

Современный конструктивизм в отличие от более раннего оригинального стиля более мягкий. В современных интерьерах стиля конструктивизма используются в качестве декоративных элементов картины, а также предметы из стекла или камня четкой, лаконичной формы.

Допустимым стало использования сочетаний разных материалов и наличие перегородок.

Настроение интерьера в стиле конструктивизм

Назвать скучным стиль конструктивизм в интерьере нельзя. Скорее он похож на декорации к фантастическому фильму. Большие светлые окна от потолка в пол, передвижные перегородки или полное их отсутствие, естественное освещение – все это основные правила конструктивизма.

Отделка интерьеров периода конструктивизма очень проста. Стены гладкие, покрашены в светлые чистые цвета, которые расширяют пространство. Чаще всего это белый цвет, желтый, металлический. Но могут быть и акценты красного, синего или зеленого цвета. Особое внимание уделяется освещению. Благодаря свету можно не только акцентировать внимание на некоторых зонах, но и менять атмосферу интерьера.

мебель в стиле конструктивизм

Мебель в стиле конструктивизм

Стиль конструктивизм в интерьере гостиной

Обычно гостиную оформляют в стиле конструктивизма люди, которым нравиться простота и практичность. Преимущество создания интерьера в этом стиле является, то, что для этого стиля подходит комнаты любой планировки и любой площади.

Планируя организовать интерьер своей гостиной в стиле конструктивизма в первую очередь нужно определиться с зонированием, сколько зон нужно и для каких функций. Если функциональность комнаты требует перегородки, то не стоит от нее отказываться, главное, чтоб от нее была польза.

Эта комната, как визитная карточка, много скажет о настроении и характере дома. Поэтому конструктивизм в гостиной часто выбирают натуры собранные, целеустремленные. Они точно знают, какой должна быть их жизнь. Простой, лаконичный и практичный конструктивизм им по душе. Плюс этого стиля и в том, что он подойдет для оформления помещения любого размера и конфигурации.

  • Определитесь с архитектурой помещения. Прежде, чем приступать к отделке, распланируйте функциональные зоны, сколько их будет. Как можно чаще задавайте себе вопрос – зачем? Если для лучшего функционала требуется перегородка или стойка, не нужно стесняться. В конструктивизме главным правилом является практическая польза.
  • Есть желание придать комнате больше простора и воздуха? Тогда воспользуйтесь современными наработками и материалами. Стеклянные панели, раздвижные акриловые перегородки, зонирование с помощью вертикальных конструкций – все это поможет расширить границы стандартного восприятия помещения, не противореча базовым принципам стиля.
  • После того, как определитесь с особенностями конструктива пространства, необходимо выбрать цветовое решение. Для небольших помещений со сложной геометрией предпочтительнее будут светлые тона. Вовсе необязательно выбирать белый или серый. Хорошо подойдет серебристый, оттенок зеленоватого стекла, бежевый или молочный металлик. Сразу расставьте световые акценты, запланировав встроенную подсветку. Для маленького помещения это отличный способ зрительно расширить пространство. Оригинально будет выглядеть разнонаправленные светильники. Например, потолочная и напольная подсветка создадут красивый дизайн, который станет настоящей изюминкой комнаты.
  • Допускаются самые разнообразные отделочные материалы, независимо от их цены. Недорогой ламинат также уместен, как и паркетная доска из натурального массива, а искусственный камень выглядит не хуже настоящего. Стены можно красить, оформлять панелями и накладками. Единственное, о чем нужно помнить – о единстве концепции. Конструктивизм означает строгое соотвествие каждого элемента выбранной идее.
  • Стиль требует гладких, ровных фактур. Откажитесь от рыхлых и шершавых материалов, отдавайте предпочтение хорошо отшлифованным и полированным. Возьмите за образец металл, вот к такой гладкости и единству должна стремиться отделка. Тем более, что это делает уборку проще и экономнее.
  • Мебель выбирайте простых, удобных форм. Декор, вычурность, избыточность исключены. Никаких веселеньких расцветок или резных ножек быть не должно. Лаконичные очертания, надежные крепления, долговечность и прочность – вот что такое мебель для гостиной в стиле конструктивизм.
  • Бунтари могут отыграться, остановив свой выбор на необычных расцветках столов, стульев и диванов. Они должны в обязательном порядке гармонировать с окружающей цветовой гаммой, этого достаточно. Так что полукресла алого цвета и угольного оттенка тиковый диван вполне могут составить обстановку гостиной в красно-черных тонах.
  • Постарайтесь, чтобы на поверхностях и плоскостях было как можно меньше деталей. Стеклопакеты не разбиваются импостом, дверные полотна не украшаются фигурными филенками, мебельная фурнитура сдержанная, лаконичная, в идеале – встроенная. Цельнокроеные фасады, интегрированные места хранения – вот особенности оформления пространства вашей конструктивистской гостиной.
  • Часто идут споры о том, можно ли украшать такие интерьеры картинами, фотографиями и прочими художественными излишествами. Современные дизайнеры склоняются к мысли о том, что оригинальный постер или плакат не нарушит идеи стиля. Если он интегрирован, например, в качестве фотообоев, то такое решение и вовсе выглядит практичным и стилистически верным.

«Вот это стул, на нем сидят»

До революций и войн отношение к мебели было больше как к роскоши. Ее украшали, делали резной, с необыкновенным орнаментом и так далее. Конструктивисты предложили совершенно новый взгляд на предметы мебели. Отбросив все лишнее, оставили только прямое предназначение. Кстати, простота мебели также стала очень удобной и при ее изготовлении.

Люди, потерявшие во время войн дома и привычный комфорт, нуждались в обычных вещах. И фабрикам было выгодно выпускать продукцию в больших количествах. А это стало возможно лишь после того, как сама продукция претерпела значительные изменения, то есть лишилась абсолютно всех декоративных деталей. Стул стал просто стулом, кровать – просто кроватью.

советский конструктивизм в интерьере

Советский конструктивизм в интерьере

Кухня в стиле конструктивизм

Конструктивизм в дизайне кухни в первую очередь отражается на кухонном гарнитуре, который должен иметь строгую и лаконичную форму, без каких либо декоративных украшений, фасад у него должен иметь ровную поверхность, рабочая зона должна представлять собой единый комплекс, состоящий из мойки и плиты и рабочего стола.

Все элементы гарнитура должны быть пропорциональны. Цветовая палитра кухонного гарнитура должна быть довольно сдержанной.

Кухонная мебель должна быть максимально функциональной для этого используются встроенные модули, крючочки и полочки на дверцах, выдвижные панели.

Столовую лучше всего обставить мебелью-трансформером, к числу которых относится раздвижной стол и складные табуретки.

Если кухня большая, то можно ее обставить прочной, массивной, устойчивой мебелью. Так, в такой интерьер отлично впишется стол из дуба с хорошо отполированной поверхностью на ровных ножках.

Поскольку при создании данного стиля не используется декор, в качестве украшения может выступать посуда. Главное условие для выбора посуды в кухню стиля конструктивизма это то, что она должна быть простой формы из качественных материалов, например из керамики, фарфора или из прозрачного стекла.

Сделает кухню более выразительной, может дополнительное диодное освещение или настенные часики футуристической формы.

Кухонный текстиль должен быть натуральных тканей однотонный, допустимой является яркая цветовая гамма.

Стиль конструктивизм в интерьере может быть применен комнате, если вам близки идеи конструктивизма – строгость и лаконичность.

Стиль конструктивизм в интерьере

Пусть вас не удивляет тот факт, что находится множество желающих применить на кухне базовые принципы конструктивизма. Такой подход позволяет любое по размеру помещение наполнить нужным функционалом, сделать удобным для жизни. Какие приемы помогут придать кухне стилистическую достоверность?

  • Выбирайте современные отделочные материалы для оформления. Если вам нравится керамическая плитка, то пусть она будет крупного формата, гладкой фактуры, с минимальными перепадами высот. Швы лучше сделать скрытыми, чтобы они не нарушали единство.
  • Обратите внимание на скинали из закаленного стекла. Они отлично подходят для оформления рабочей поверхности или функциональных ниш.
  • Кухонный гарнитур должен быть максимально лаконичным. Отсутствие украшений, ровные фасады, единое рабочее пространство, в которое интегрирована мойка и варочная поверхность, пропорциональность частей и сдержанная цветовая гамма отличают кухонный гарнитур выбранного стиля. Ручки лучше сделать в плоскости дверей, а внутреннее пространство сделать функциональным по максимуму. Используйте для этого встроенные модули хранения, задействуйте внутренние поверхности дверей и выдвижные корзины.
  • Обеденная зона может быть снабжена трансформируемой мебелью. Откидной стол, складные стулья, выдвижные элементы вполне согласуются с общей стилистической концепцией. Если же место позволяет, то мебель можно выбрать основательную, прочную, устойчивую. Дубовый стол из тщательно обработанного и полированного дерева, с ровными, прямоугольными ножками и раздвижной столешницей станет хорошим образцом практичного дизайна.
  • Конструктивизм всегда оставался неравнодушен к футуризму, металлическим элементам, современным технологиям. Поэтому любые бытовые приборы из стекла и металла, новинки техники будут очень уместны. Индукционная варочная панель, программируемые приборы, сенсорные краны и единая панель управления приблизят образ кухни к идеалу.
  • Декоры и украшения здесь не нужны от слова совсем. Оживит дизайн простая посуда из качественного фарфора, керамики или стекла, диодная подсветка, настенные часы сложного дизайна.
  • Текстиль следует выбирать из натуральных материалов, узоры и принты нежелательны, а вот цвет ткани может быть весьма насыщенным – бордо, хвойная зелень, жемчужный перламутр. Очень хорошо выглядят элементы натуральных, неброских расцветок. Натуральный лен, беж, шоколадный или серебристый отлично дополнят любой образ стиля.

Стиль конструктивизм в интерьере можно использовать для спальни, детской комнаты, холла, кабинета. Последние несколько сезонов подарили впечатляющие образы ванной комнаты, студии и даже лофта, выполненные в чертах конструктивизма. Это доказывает, что дизайн не собирается сдавать свои позиции, он имеет внутренние ресурсы для развития в современных условиях.

Из прошлого в настоящее

Современный интерьер, оформленный в стиле конструктивизм, не сильно отличается от стиля 20-х годов прошлого века. Все тот же минимализм и строгость. Изменения претерпел только потолок. Его стали делать либо натяжным, либо использовать многоуровневые гипсокартонные конструкции. Единственным декоративным элементом, который допускается в интерьере конструктивизма, стал плакат. Современная мебель обновилась подсветкой, что только добавило ей функциональности.

Вот несколько современных вариантов интерьера в стиле конструктивизма:

  • спальня: вместо обычной кровати – модульный диван, встроенный шкаф с подсветкой, плазменный или жидкокристаллический телевизор на стене;
  • кухня: встроенная бытовая техника, точечные светильники. Ничего лишнего, никаких салфеток, ленточек на шторах;
  • кабинет: встроенная мебель, удобное кресло, многофункциональный стол, светильник над столом.
Интерьер спальни в стиле конструктивизм

Интерьер спальни в стиле конструктивизм

Конструктивизм в интерьере домашнего кабинета

Конструктивизм в интерьере домашнего кабинета

Кому будет удобно жить в таком интерьере

Интерьер дома или квартиры в стиле конструктивизма не дает полной расслабленности, он скорее настраивает на работу или на желание заняться самопознанием и развитием личных качеств. Может именно поэтому в наше время ему отдают предпочтение люди с острым умом и большим интеллектом.

Еще один тип людей, которым подходит стиль конструктивизм – это экспериментаторы. Большой плюс подобного эксперимента в том, что он не требует значительных затрат.

Также элементы конструктивизма можно использовать, имея малогабаритную квартиру. Эти нехитрые приемы позволят расширить маленькое пространство и впустить в нее воздух и свет.

конструктивизм в интерьере фото

Конструктивизм в интерьере фото

manrem.ru

Простота Без Излишеств (24 Фото)

Повседневная суета, обилие вещей иногда вызывают желание остановиться, передохнуть, задуматься о смысле жизни. Помочь в этом может родной дом или квартира, оформленные в стиле конструктивизм.

Что такое конструктивизм?

Конструктивизм – это направление авангардистского толка в архитектуре и искусстве. Его характерные черты – лаконичные формы, прямые лини, цельность облика. Творческие натуры, объединившиеся в организацию, разработали научный метод проектирования, основанный на анализе функционирования сооружений. Они отказались от принципа «искусство для искусства», поставив его на службу практической жизни.

С точки зрения конструктивистов, для каждой функции найдется наиболее рациональная структура. Она должна служить человеку и быть вне прихотей моды, целесообразной и удобной.

Дом в стиле конструктивизмаДом в стиле конструктивизма

Кухонный гарнитур в конструктивистском стилеКухонный гарнитур в конструктивистском стиле

Кредо конструктивизма:

  • каждая вещь должна быть полезной;
  • максимально простое исполнение, полное отсутствие декора;
  • чем меньше вещей в помещении, тем лучше.

Это направление – детище Советского Союза, однако конструктивизм в архитектуре имеет предшественников, самый знаменитый из которых – Эйфелева башня в Париже.

История возникновения

Конструктивизм как стиль жизни возник в конце 20-х годов прошлого века в России. Страна, пережившая революцию и гражданскую войну, нуждалась в самых простых предметах ежедневного пользования: столах, стульях, кроватях. Было не до излишеств, требовалось быстро наладить массовое производство мебели. Кроме того, основными лозунгами эпохи стали индустриализация, возрождение экономики, коллективизм. Советские дизайнеры создали такую мебель. Были построены огромные, без перегородок, открытые общественные пространства типа фабрик-кухонь и дворцов труда.

Камин в конструктивистском интерьереКамин в конструктивистском интерьере

Картина в духе конструктивизмаКартина в духе конструктивизма

Стиль просуществовал до начала Великой Отечественной войны и возродился в 60-е годы, когда затеяли борьбу со всем буржуазным. Мебель тех лет – кресла средней мягкости и строгих форм, такие же стулья, обеденные и журнальные столы. Третий всплеск интереса стал результатом потрясений 90-х годов.

Особенности стиля

Стиль конструктивизм в интерьере и дизайне опознается по нескольким признакам:

  • строгие формы;
  • прямые линии;
  • чистые цвета;
  • практичные материалы;
  • полное отсутствие украшений.

Однако такие особенности конструктивизма не делают его скучным. Он больше напоминает декорации к фильму о будущем, где интерьер выполняет подсобные функции, а людей больше волнуют полеты к звездам, чем домашний уют.

Хотя характерны именно прямоугольные соединения, допускаются скругленности, например, в подлокотниках кресел, посуде или светильниках.

Конструктивизм в дизайне тяготеет к большим просторным помещениям. Вместо перегородок устанавливаются мобильные модули. С их помощью приватная зона создается по желанию. В качестве шкафов, стеллажей, мест хранения вещей используются небольшие стеновые ниши, а в просторных комнатах оборудуются уголки отдыха.

Стильная квартира

Интерьер, чтобы претендовать на статус конструктивистского, должен соответствовать определенным требованиям.

Цвет

Дом в стиле конструктивизм – это монохроматизм, то есть однотонность всего интерьера. Возможны единичные яркие акценты. Однако цветов не должно быть больше трех, включая базовые нейтральные белый, черный, серый.

Приветствуется натуральная бежево-коричневая гамма, красный, синий, желтый цвета. Грязные или сложные оттенки нежелательны, поскольку нарушают единство и выбиваются из стиля.

Декор

Апологеты конструктивизма приравнивают его к преступлению. Менее решительные склонны допускать минимум оформления. Это гладкие стены (никакой шершавости или фактурной штукатурки), окрашенные в светлые чистые цвета, визуально расширяющие пространство квартиры. Чаще всего они белые, желтые, серебристо-металлические.

Панно в конструктивистском стиле в гостинойПанно в конструктивистском стиле в гостиной

Используются недорогие натуральные и синтетические материалы. Фавориты – стекло, пластик, металл. Из традиционных востребованы дерево простых пород, лен, джут, бамбук. Обивка мебели из простых натуральных материалов, синтетики или искусственной кожи.

Ноты элегантности привносят достижения прогресса: тонированное стекло, хромированные детали, композиты вроде искусственного камня, керамогранита на полу или стенах.

Особенности конструктивизма абсолютно исключают пестроту, лепнину, резьбу по дереву, картины в богатых рамах, вычурную скульптуру, ковры с длинным ворсом.

Некоторые послабления есть. Например, если без ковра никак, его можно постелить, но он должен быть однотонный, немаркий, не выбивающийся из основного тона интерьера.

Могут быть картины, стеклянные или каменные декорации лаконичных простых форм. Допускается комбинирование материалов в одном помещении, оформление стен одного помещения по-разному.

Гостиная в конструктивистском стиле с панорамным окномГостиная в конструктивистском стиле с панорамным окном

Свет

Конструктивизм в дизайне полностью использует возможности естественного освещения. Приветствуются большие, даже панорамные или достигающие пола окна. Шторы скромные, в один слой, лучше жалюзи.

Люстра, другие осветительные приборы располагаются именно там, где без них не обойтись. Форма у них геометрически правильная, без завитушек или другого «богатого» декора.

Многослойный потолок в интерьере конструктивизмаМногослойный потолок в интерьере конструктивизма

Один из современных элементов квартиры – подсветка, но она используется в сугубо практических целях как дополнение потолочной люстры или торшеров. Несмотря на чисто утилитарные функции, придает помещению неповторимое настроение. Подсветка – это эстетичный функционал, уступка, смягчающая строгий дизайн, делающая его теплее, уютнее.

Конструктивизм в интерьере спальниКонструктивизм в интерьере спальни

Пространство

Классическая концепция предполагает, что пространство должно составлять единое целое, без стен и перегородок. Возможно лишь зонирование помещения с помощью мебели или цвета. Однако в современных квартирах, чтобы они соответствовали стилю, стены или перегородки можно оставить.

При этом перегруженность квартиры вещами запрещена в любом случае. Пустого свободного места должно быть как можно больше, а с ним света, воздуха, простора. Такое оформление особенно уместно в маленьких комнатах.

Конструктивизм в интерьере столовойКонструктивизм в интерьере столовой

Мебель

Конструктивизм в дизайне интерьера допускает лишь ту обстановку, которая будет как бы слитой со стенами или вросшей в пол. Столешницы и сиденья гладкие, четкой формы, без декора, ножки прямые, четырехугольные.

Конструктивизм отбрасывает все, что мешает прямому назначению конкретного предмета. Важен лишь функционал: на стуле удобно сидеть, на кровати спать, за столом обедать. Их дополняют стеллажи вдоль стен и открытые конструкции. Все лишнее убирается во встроенные шкафы.

Потолок

Сто лет назад проблем и выбора не было: только побелка. Современный вариант допускает уступки прогрессу, к примеру, натяжные конструкции или гипсокартон, даже на нескольких уровнях. Но потолок должен быть одноцветным, лучше белым. Исключены лепнина, особенно вокруг люстры, обои, рельефная плитка.

Конструктивизм в интерьере квартиры-студииКонструктивизм в интерьере квартиры-студии

Оформление комнат

Квартира, декорированная в конструктивном ключе, сразу сигнализирует: здесь живут люди серьезные, точно знающие, чего хотят от жизни.

Гостиная

Планирование оформления главной комнаты предполагает конкретные характеристики и включает несколько этапов:

  • Определение количества функциональных зон. Стеклянные или акриловые панели-перегородки, вертикальные конструкции наполнят комнату воздухом, сделают ее просторной.
  • Выбор цвета. Предпочтительны светлые тона.
  • Свет. Встроенная подсветка. Необычно смотрятся светильники с разной направленностью света.
  • Картины, фотографии, прочие художественные «излишества» допустимы, если они вписываются в общий фон.

Светлый интерьер в стиле конструктивизмаСветлый интерьер в стиле конструктивизма

Кабинет

Чтобы ничего не отвлекало от работы, достаточно встроенной мебели, стула или кресла, прямоугольного стола, источника света над ним.

Спальня

Здесь конструктивизм предполагает диван модульного типа или обычную кровать, шкаф с подсветкой, лучше встроенный. Чтобы пробуждение было приятным, можно постелить прикроватный ковер.

Кухня

Крупная гладкая керамическая плитка со скрытыми швами на стенах, встроенная бытовая техника, точечные светильники. Рабочая поверхность, ниши из закаленного стекла. Полностью используются возможности встроенных модулей хранения, внутренних поверхностей дверей.

Тумбы в конструктивистском стилеТумбы в конструктивистском стиле

Обеденная зона максимально лаконична: прочные, устойчивые складные стулья, откидной стол.

Посуда простая, однотонная, лучше белая из фарфора, керамики или стекла. Полотенца, прихватки, скатерти, другой текстиль – из льна, без узоров, монохромный насыщенных цветов.

Ванная в конструктивистском стилеВанная в конструктивистском стиле

Актуален ли этот стиль?

Да, сегодня он востребован многими, каким бы странным это не показалось. Обстановка квартиры не требует особых материальных затрат, а аскетичное оформление настраивает на деятельный, динамичный образ жизни. Минимум вещей скапливает такой же минимум пыли и грязи, упрощая домашнюю уборку, поэтому сегодня у этого стиля так много поклонников, даже фанатов.

Это атрибут жизни людей, поглощенных какой-то идеей, одержимых познанием мира, путешественников, ученых, для которых материальный фактор неважен. Обстановка подойдет желающим познать себя, поможет личностному росту.

Интерьер загородного дома в конструктивистском стилеИнтерьер загородного дома в конструктивистском стиле

Явные конструктивистские черты просматриваются в новейших хай-теке, минимализме, лофте. Его любит молодое поколение, живущее преимущественно в Сети и не желающее обременять себя лишними вещами.

Жизнь стремится к конструктиву, не случайно придуманы модульная, встроенная мебель, многофункциональная мебель-трансформер, плоские телевизоры. Яркий пример стиля – небоскребы в мегаполисах.

roomplan.ru

Шедевры советского конструктивизма | Жильё и жизнь

Конструктивизм прожил в СССР недолгую, но яркую жизнь – меньше двадцати лет, в 20-30-е годы прошлого века. Конструктивисты искали новые формы и материалы, чтобы воплотить идеи нового общества – свободного и счастливого, подарить молодой стране прекрасные города. Но потом стиль попал в опалу и был вытеснен сталинским ампиром. 

 Гараж грузовых машин Моссовета (архитекторы — К.С. Мельников, В.Г. Шухов). Photo: Sergey Norin

Конструктивизм родом из русского художественного авангарда начала ХХ века. Самые известные его представители – Малевич, Ларионов, Якулов, Татлин, Матюшин и футуристы во главе с Бурлюком и Маяковским. Авангардисты грезили о социальных переменах и возлагали большие надежды на технический прогресс. А для того, чтобы в новом прекрасном мире жилось и дышалось свободнее, предлагали обновить заодно уж и художественные методы – забыть о традициях и найти новые формы.

Русский авангард был большой творческой тусовкой. Художники, поэты, архитекторы, дизайнеры, фотографы дружили и сотрудничали. Они не только шокировали публику смелыми перформансами, но и заложили основы современного дизайна и архитектуры. Известные конструктивисты – А. Родченко, Эль Лисицкий, братья Стенберги, Л. Попова — работали в сфере дизайна, плаката, фотографии, сценографии. Но особенно широкие возможности для приложения своих творческих сил в то время открывались перед архитекторами.

 Макет башни Татлина, 1919 г.

Конструктивизм как художественный стиль оформился уже после революции усилиями представителей футуризма и супрематизма. Революционное искусство вместо роскоши выбирало простоту и новые предметные формы. Главной фигурой конструктивизма стал Владимир Татлин, который и возглавил художественный отдел Наркомпроса. Можно сказать, что советский конструктивизм начался с «Башни Татлина», она же «Памятник III Коммунистического интернационала». Проект 400-метровой башни был не только грандиозным, но и оригинальным. Фото макета публиковались в прессе и принесли автору широкую известность.

Но построена башня тогда не была — слишком сложен и дорог был проект, не потянула молодая республика такую стройку. Но, надо сказать, какую-никакую башню в итоге построили, правда, уже в наше время. Оказывается, конструктивизм и сегодня вдохновляет архитекторов — крыша хорошо известного москвичам современного жилищного комплекса «Патриарх» тому доказательство.

 Дом «Патриарх» (Иллюстрация Анастасии Тимофеевой)

 

А в это время в США и Европе

Конструктивизм был ещё и попыткой архитекторов по-новому взглянуть на функцию жилища, «заточить» его под запросы времени, общества и городской среды. Причём не только отдельные дома, но и целые районы и даже города. Правда, тут советские конструктивисты не были первыми.

О новых формах задумались в середине ХIХ века, когда появился бетон. А в 1889 году была построена Эйфелева башня – невероятная и по форме, и по размерам металлическая конструкция высотой 324 метра. Однако настоящая градостроительная революция произошла в то же время в США: в Чикаго появились первые небоскребы, построенные  по принципиально новой технологии – на основе стального каркаса. Строительство небоскребов стало настоящей эпидемией. К началу ХХ века небоскребы Нью-Йорка выросли до 30 этажей, а к 1915 году крупнейший из  небоскребов – 57-этажный Вулворт-билдинг — поднялся на 241 метр. Небоскребы возводились в США по заказам миллионеров, владельцев крупных компаний, и были штучными и дорогими сооружениями.

 Строительство Эйфелевой башни

А в Европе в это время происходил бурный рост городов, развитие промышленности и системы городского транспорта. Значительно увеличилось и население, во многом за счет рабочих. Старый европейский город с его тесными улочками, плотной застройкой и делением на дворцы и трущобы внезапно перестал всех устраивать. Нужны были новые градостроительные решения, поэтому европейских архитекторов того времени больше интересовали проблемы массового строительства, чем создание гигантских зданий.

Массовое дешевое жилье нуждалось в новых материалах и технологиях, тогда и появился функционализм. Он декларировал обязательное соответствие формы функциям, отвергал украшательство, внедрял принципы каркасного строительства, ориентировался на использование стекла и бетона, предпочитал простые формы построек с применением стандартных строительных элементов. Признанные лидеры функционализма – школа Баухаус в Германии и Ле Корбюзье с его знаменитыми пятью принципами в архитектуре.

 Последний архитектурный проект Ле Корбюзье — павильон Хайди Вебер в Цюрихе (Швейцария). Photo: Fatlum Haliti

Другой проблемой, которую взялись решать функционалисты, было создание нового, современного города, а также кварталов и поселков с массовой серийной застройкой. Наиболее известен опять же Ле Корбюзье: проект «Современного города на 3 млн жителей», «План Вуазен» – проект реконструкции Парижа, и концепция «Лучезарный город». Самые амбициозные градостроительные проекты так и остались на бумаге, а вот кварталы и посёлки класса эконом в Европе стали появляться.

 «Жилая единица» в Марселе (архитектор — Ле Корбюзье). Photo: Juan Lupión

Зарубежных функционалистов и советских конструктивистов связывали общие взгляды.  Тогда никакого железного занавеса ещё было, советские архитекторы выезжали в Европу, участвовали в выставках и конкурсах, им были хорошо известны работы европейских функционалистов, которые, в свою очередь, были горячими поклонниками советской власти и мечтали поработать в СССР. Где же ещё было внедрять новые идеи и принципы, как не в стране победившего социализма?

 

Социалистическое общежитие и клубы

Сквозной темой в советском конструктивизме стала идея социалистического общежития. Собственно, таким был социальный заказ. Просто и ненавязчиво эта идея начала внедряться сразу после 1917 года, когда недобитых буржуев «уплотняли», и роскошная квартира на одну семью превращалась в «воронью слободку» с бесчисленными соседями и дрязгами на общей кухне. Это было ново. Это было по-советски. Рабочие заселялись в бывшие дома буржуазии, менялся уклад жизни, но архитектурный облик зданий оставался прежним. Обновить старые стены пытались с помощью агитационных лозунгов, транспарантов и плакатов.

 «Новоселье» К.С. Петрова-Водкина (1937 г.), изображающее торжество по случаю вселения рабочей семьи в барский особняк

После гражданской войны пришло время обеспечить трудящихся настоящим социалистическим жильем и создать новую, советскую инфраструктуру. Средств на строительство не было, но были мечты о светлом будущем. Чтобы развивать архитектурную мысль, проводили различные конкурсы на проекты, часто заведомо неисполнимые. Например, конкурс 1919 года на Дворец рабочих в Петрограде, а позже, в 1923 году – конкурс на проект Дворца Труда в центре Москвы. С начала 20-х годов появляются государственные архитектурные артели, и некоторые проекты начинают реализовываться. А еще архитекторы создавали всевозможные монументы: при отсутствии сколько-нибудь масштабного строительства жилых и общественных зданий приходилось довольствоваться этим.

К середине 20-х годов наконец-то стали осуществляться первые значительные, в том числе и конструктивистские, проекты. Архитекторы-конструктивисты в 1926 году организовали ОСА (Объединение современных архитекторов). Лидерами и наиболее известными представителями объединения были три брата Веснины, Гинзбург, Корнфельд, Голосов и Мельников.

Характерными для советской архитектуры 20-30-х годов стали дома и дворцы труда, культуры и всего такого прочего, дома советов и здания других госучреждений, фабрики-кухни, дома-коммуны, промторги, конторские здания, гаражи и, в связи с принятием плана ГОЭЛРО, электростанции. Сложилось так, что больше всего конструктивисты работали в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове.

 Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе (архитектор — К. Мельников). Photo: Sergey Norin

Особенно широкое распространение получили дома и дворцы культуры. В каждому городе и районе стало обязательным иметь свой дворец. Рекордсменами по числу таких проектов были Корнфельд и Мельников. Особенно известен второй,  так как работал в основном в столице. После 1927 года, когда он снискал всемирную известность за проект павильона СССР на выставке в Париже, недостатка в заказах Мельников не испытывал, и буквально за два года сделал проекты семи клубов. Шесть было реализовано к 1930 году, из них пять – в Москве: ДК им. Русакова, клуб мыльной фабрики «Свобода», ДК завода «Каучук», Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе и Клуб фабрики «Буревестник».

 Клуб фабрики «Буревестник» (архитектор — К. Мельников). Photo: Sergey Norin

 

Самым известным из его проектов является, видимо, здание ДК им. Русакова, построенное в 1927-28 гг. Со стороны фасада, обращенного к улице Стромынка, здание имеет совершенно необычную форму – шестерёнки с тремя зубьями. В этих вынесенных за пределы основного объёма здания зубьях располагались балконы зрительного зала. Само здание имеет, как и положено объекту конструктивизма, железобетонный каркас, легко трансформируемые внутренние перегородки, позволяющие делить и соединять внутреннее пространство. Как всегда в своих проектах, Мельников чётко следовал принципу максимальной эффективности использования объёма и соответствия формы функции.

 Клуб им. Русакова в Москве (архитектор — К. Мельников), 1927-1929 гг.

 

Клуб завода «Каучук» на Плющихе построен по проекту Мельникова в 1929 году.  Здание внешне выглядит не так революционно, как ДК Русакова — оно выполнено в форме сектора с фасадом в виде дуги. С одной стороны фасада располагался репетиционный зал с наклонной крышей, с другой – физкультурный корпус со скошенным остеклением. Остеклён и переход от касс к зрительному залу. Объём внутреннего пространства, по традиции, мог легко трансформироваться. Крыша основной части здания – плоская, в виде большой террасы.

 Клуб завода «Каучук» (архитектор — К. Мельников). Photo: Sergey Norin

 

Но строил клубы далеко не один Мельников. Самый большой и весьма интересный в архитектурном смысле клуб создан братьями Весниными. Это ДК Пролетарского района, он же – ДК ЗиЛ (проектировался в 1930 году, строился с 1931 по 1937 год, но полностью проект так и не был воплощён). Здание с большим зрительным залом построено не было, хотя и малый зал был не так уж мал – 1 200 мест. Принципы конструктивизма в этом сооружении демонстрируются просто как на параде: тут и использование столбов-опор, и широкие площади остекления и ленты рядов окон, и свобода внутренней планировки, и плоская террасообразная крыша. В отличие от большинства объектов конструктивизма, сегодня здание ДК ЗиЛ находится в достаточно хорошем состоянии.

 Здание ДК ЗиЛ (архитекторы — братья Веснины)

Созданием ДК в Москве отметилась ещё одна звезда конструктивизма — архитектор Голосов. Свою деятельность он начал в 1919 году с победы в конкурсе на проект крематория, выполненного в манере неоклассицизма. Но его творение – ДК им. Зуева на Лесной улице – роскошный образец конструктивизма и одно из самых известных зданий  в этом стиле. Построили его в 1927-29 годах. Наиболее эффектно смотрится винтовая межэтажная лестница, выполненная в виде остеклённого цилиндра, а основная часть здания состоит из взаимно пересекающихся параллелепипедов, один из которых врезан в цилиндр. Всей постройке придан вид фабрично-заводского здания, точнее, остроумно сопряжённых частей от разного вида промышленных зданий. ДК имеет два зрительных зала и залы для репетиций. Интересно, что ДК в настоящее время продолжает использоваться по назначению – как социально-культурный объект.

 ДК им. Зуева (архитектор — И. Голосов)

Из многочисленных ДК Санкт-Петербурга упомянём ДК работников связи на Большой Морской, переделанной в 30-е годы в стиле конструктивизма из немецкой кирхи Г. Райцем и П. Гринбергом. Известен этот ДК отношением к деятельности ленинградского рок-клуба. Можно найти созданные конструктивистами ДК как в провинциальных городах России, так и в городах бывшего СССР, например ДК им. Октябрьской революции в Новосибирске, ДК в Перми, Волгограде, Челябинске, Екатеринбурге, Рыбинске, Ростове-на-Дону, Харькове, Баку и так далее.

Общественных зданий в стиле конструктивизма достаточно много. Например, здание Наркомзема на Садово-Спасской улице построено в 1927-33 годах по проекту коллектива под руководством Щусева (в коллектив авторов входили известные конструктивисты Корнфельд и Яковлев). Огромное строение ассиметричной, закругленной по углам формы состоит из четырёх корпусов с типичным для своего стиля ленточным остеклением. Хотя Щусев и не был чистым конструктивистом, но он отдал дань стилю и создал один из наиболее эффектных и масштабных его памятников. Сейчас здание используется по назначению – там расположено одно из министерств РФ.

 Здание Народного комиссариата земледелия. Photo: Sergey Norin

Комплекс зданий газеты «Известия» на Пушкинской площади в Москве тоже спроектировал отнюдь не признанный конструктивист, а представитель старой школы Бархин. И у него очень недурно получилось, несмотря на нападки со стороны конструктивистов и обвинения в подражательстве. В комплекс входят производственный и редакционный корпусы одного размера, шестиэтажные кирпичные параллелепипеды, один выходит фасадом на площадь, другой – во двор. По проекту этажей должно было быть двенадцать, но принятые в те годы новые градостроительные правила ограничили высотность здания. Чтобы придать ему более конструктивистский вид, кирпичные стены покрыли серой штукатуркой. Фасад разрезан рядами больших окон и линиями балконов, на верхнем этаже как элементы стиля были расположены квадратные часы и несколько круглых окон. В более позднее время к зданию был пристроен новый корпус газеты «Известия».

Здание Центрального телеграфа в Москве на Тверской улице тоже является памятником конструктивизма. Точнее, его стиль определяется как переходный от модерна к конструктивизму. Построен телеграф в 1925-27 годах по проекту Рерберга, весьма неодобрительно встреченного в архитектурных кругах. Фасад центрального корпуса полукруглый, два других – в форме параллелепипеда. Отличительная черта — огромные окна — выполнены ячеистыми; на этажах, начиная с третьего, по девять ячеек на окно. Крыша телеграфа плоская, а чугунные решётки и кронштейны – дань стилю модерн.

 Здание Центрального телеграфа (архитектор — И. Рерберг)

Здание Госпрома в Харькове, пожалуй, наиболее масштабное и эффектное сооружение в стиле. Создавалось оно для размещения более чем двадцати организаций, в том числе Промбанка и Госторга УССР. Авторы проекта —  ленинградские архитекторы под руководством Кравеца, а курировал стройку лично Дзержинский. Здание Госпрома — одно из крупнейших зданий Европы того времени: его высота – 63 м, а площадь помещений  — 60 тыс. м² (комплекс занимает территорию трех кварталов). Построено здание из монолитного железобетона методом опалубки, а отличается огромными площадями остекления — четыре с половиной тысячи окон. Конструктивно сооружение состоит из нескольких разноэтажных корпусов, соединенных галереями. Интересно, что в начальном проекте часть внутренних перегородок отсутствовала, и при закате солнце должно было просвечивать здание насквозь.

 Здание Госпрома в Харькове

Ещё, говоря про конструктивизм, нельзя не рассказать о промторгах, гаражах, домах-коммунах и легендарном Доме на набережной. Но это уже уже другая большая история, о которой — в следующий раз.

Алиса Орлова

23.03.2016

knowrealty.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх