Контурная резьба по дереву фото – Контурная резьба по дереву: рисунки и эскизы

Содержание

Контурная резьба по дереву: рисунки и эскизы

Контурная резьба по дереву, являясь разновидностью геометрической резьбы, требует некоторого опыта. Без привычки трудно прорезать абсолютно ровные линии без зазубрин и сколов. Не очень сложная техника сочетается с максимальной детализацией, благодаря чему получаются красивые резные изделия.

Пример контурной резьбы по дереву

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Процесс работы с материалом

Резьба по дереву представляет собой надрезание и подрезание деревянного материала. В результате из-под ножа резчика выходят готовые контурные рисунки. Очертания предметов, пейзажные композиции, цветочные коллажи находят свое воплощение преимущественно в деревянных панно.

Как же осуществляется сам процесс работы по древесине? Как получаются красивые картинки? Всю работу над куском дерева, который впоследствии становится произведением искусства, можно разделить на этапы:

  1. Первоначально выбирают изображение.
  2. Рисунок переводят на трафарет для резьбы.
  3. С трафарета делают эскиз для резьбы на деревянной заготовке.
  4. Производится резьба по дереву.
  5. Готовое панно зашкуривается, шлифуется, вскрывается лаком.

Особенного мастерства требует резьба по дереву, эскизы которой предполагают выполнение сложного узора.

Подборка эскизов для контурной резьбы по дереву

Каждая прочерченная линия должна быть ровной и четкой. Для рисунков в конкретном случае мастер принимает сам решение, насколько глубоко должны прорезаться линии. От этого зависит выразительность изображения на дереве.

По технике контурной резьбы по дереву изготавливаются шкатулки, крестики и другие изделия, где необходимо воспроизводить очертания цветов, животных, людей. Работа осуществляется, как на естественной древесине, так на тонированной, а также на фанере.

Вернуться к оглавлению

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.

Пример техники контурной резьбы

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия. В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет.

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка.
Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.

Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.


Вернуться к оглавлению

Деревянные узоры на фанере

Резьба на фанере несколько отличается от резьбы по дереву. Работа с материалом предусматривает выполнение нескольких техник. К ним относятся:

  • выполнение контурного выпиливания;
  • выполнение резьбы;
  • ажурная резьба;
  • комбинированная резьба.

По методу выпиливания вырезают контурные изображения животных, фигурки людей, цветы. В результате образуется выпуклое изображение на ровном фоне. Контурная резьба предполагает вырезание сложного рисунка путем нарезания и подрезания. В итоге выходит рельефный изысканный узор.

Ажурная резьба предполагает сквозное прорезывание деталей рисунка. Узор, выполняемый в этой технике, самый трудоемкий и красивый. Изделие напоминает воздушное кружево. Комбинированная контурная резьба объединяет сразу 2 и более техник.

Процесс выполнения прорезной резьбы

Чаще всего применяют одновременно для ее изготовления ажурную резьбу и технику контурного выпиливания, контурную резьбу и выпиливание. Резьба по фанере хотя и более трудоемкое занятие, но ее выполнять легче. Все дело в материале. Дерево твердых пород труднее поддается обработке, чем фанерные образцы.

Вернуться к оглавлению

Техника резьбы на фанере

Перед началом работы делается заготовка, она шлифуется, выкрашивается при необходимости в темный тон нитрокраской. Дают заготовке просохнуть и снова прокрашивают. На готовый образец наносится рисунок или эскиз при помощи туши, гуаши. Иногда вместо этого применяются трафареты. Все изгибы рисунка вырисовываются по заготовленной форме.

Эскизы и техника выполнения ажурной резьбы

Проще всего пояснить технику резьбы по фанере на примере выпиливания. Необходимым инструментом для данной техники является пила. Выпиливание производится следующим способом. По имеющемуся контуру пилой выпиливается контур изображения.

Чтобы фон получался ровным, а изображение не имело зазубрин, применяется беспрерывное выпиливание.

При помощи все той же пилы вырезают отдельные детали. Выходит объемное изображение. Его зашкуривают, шлифуют, вскрывают лаком. При необходимости после просыхания первого слоя лак наносится на изделие еще раз.

Ажурная контурная резьба по фанере делается при помощи лобзика, напильников, коловорота, шила. При выпиливании отверстий по имеющемуся шаблону инструмент для резьбы должен оставаться неподвижным; вращается только заготовка.

Пример картины выполненной ажурной резьбой на фанере

Большие отверстия выпиливают коловоротом, маленькие — при помощи шила. Лобзиком прорезают отдельные фигурные элементы. После окончания работы ажур шлифуют и покрывают лаком или краской. Обычно полученные ажурные элементы используют для декорирования зеркальных рам, абажуров, в качестве деталей при изготовлении шкатулок.

proekt-sam.ru

Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

woodschool.ru

Контурная резьба. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]

Контурная резьба

По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.

Точная аккуратная разметка рисунка и последующая проверка его композиции в целом и по частям с помощью чертежных инструментов считается одним из важнейших этапов при выполнении геометрической резьбы.

Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент. После этого разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем – на треугольники. При разметке обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие детали выполняют косячком на глаз соответственно узору. На рис. 19 приведены в качестве примера схемы последовательного вычерчивания некоторых орнаментов.

Для резьбы надо иметь хорошо выправленный инструмент, так как порезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твердым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать, когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе, и наоборот – справа налево, с наклоном от себя. Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой, могут быть срывы и заскоки. Поэтому начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород – осине, липе, а после приобретения навыков – на более твердой.

Рис. 19. Последовательность вычерчивания орнаментов.

Итак, возьмите дощечку размером 100 ? 200 ? 25 мм из древесины мягких пород. Хорошо обработайте ее рубанком или фуганком. Затем проведите карандашом под линейку несколько параллельных линий вдоль волокон древесины на расстоянии 10 мм одна от другой. Укрепите дощечку на верстаке и, держа в правой руке нож-косяк, поставьте его кончик на начало линии, наклоните под углом 45° вправо и, углубляя на 1–2 мм, сделайте надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Приподнимая пятку ножа на 1–2 мм, ведите его, не торопясь, к себе (рис. 20, а). Левой рукой помогайте, направляя лезвие ножа в нужную сторону. Когда до конца линии останется 8–10 мм, начинайте приподнимать пятку ножа (рис. 20, б), левой рукой поддерживая заготовку позади резака. Таким образом пройдите по всем размеченным под контурную резьбу линиям.

Рис. 20. Контурная резьба: а – надрезка; б – положение ножа при резьбе; в – подрезка; г – вырезание сетки; д – образцы линий для тренировки.

Затем следует стадия подрезания. Закончив резку в одном направлении, переверните дощечку на 180° и закрепите ее. Отступив от прорезанной линии 2 мм, карандашом проведите параллельную ей линию и снова прорежьте полоску. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку (рис. 20, в). Вскоре появится так называемая «соломка» – тонкая стружка. При хорошей технике выполнения она будет иметь три различимые ровные грани, а канавка получится двусторонней.

Прорежьте таким образом все размеченные параллельные линии, а затем выполните аналогичную операцию поперек волокон. В результате у вас получится сетка (рис. 20, г). Этот прием необходимо хорошо освоить, так как он наиболее распространен в резьбе.

При работе ножом следует учитывать направление волокон древесины. Прямую двустороннюю неглубокую выемку вдоль волокон без труда вырезают ножом-косяком по вышеописанной методике. Если выемка должна быть глубокой, сначала намечают линии краев и середины. Затем делают среднюю линию необходимой глубины, держа нож под прямым к доске углом. После этого с нужным наклоном, не спеша прорезают боковые линии. Нож должен идти при этом вдоль волокон.

Если нужно сделать двустороннюю выемку поперек волокон древесины, то ножом-косяком обязательно прорезают сначала среднюю линию, а затем с наклоном срезают каждую грань, при этом медленно ведут нож от края выемки к середине. Так удается избежать сколов.

Выполняя двустороннюю выемку под углом к направлению волокон, размечают все три линии выемки. Проработку серединной линии производят аналогично предыдущим случаям. Теперь наступает очередь боковых. В данном случае удобнее сначала проработать правую грань, прямая которой образует с линиями волокон острый угол, а затем повернуть заготовку на 180° и повторить то же самое с оставшейся гранью. Нож следует держать под нужным углом.

Дальнейшие упражнения с контурной резьбой сводятся к вырезанию ломаных, а затем и кривых линий, завитков, сложных узоров (рис. 20, д).

Для проработки поворотов (особенно если они не прямые, а закругленные) подходят резаки или косяки с тонкой режущей кромкой и маленьким углом заточки (30–45°). Лезвия с большим углом заточки уверенно идут по прямой, но для крутых поворотов они не подходят. В то же время при некоторой сноровке можно работать ножом-косяком в разных направлениях. Не волнуйтесь, постепенно вы приобретете уверенность и опыт.

Чтобы получить широкий, но недлинный двугранный канал, можно использовать прямую стамеску или стамеску-клюкарзу с рабочей кромкой в виде уголка. Ножом-косяком прорезают среднюю линию и намечают боковые линии. Затем в эти углубления вставляют стамеску. Нажим или серия легких ударов – и выемка готова. Если срез получился не совсем ровный, снимают тонкий пласт широким ножом-косяком или резаком.

Разумеется, канавки бывают не только двусторонними, V-образной формы. Полукруглые выемки удобно вырезать крутыми, средними и отлогими полукруглыми стамесками нужного размера. Поэкспериментируйте с полукруглой стамеской, приставляя ее к дереву под разными углами и пробуя нажать на инструмент.

Там, где угол был больше 45°, срез, скорее всего, не получится. Поставьте стамеску под углом 45° – и инструмент слишком глубоко войдет в дерево. Немного уменьшив угол, вы получите «узор» из сколов с рваными краями. Но если направить стамеску вдоль волокон под углом примерно 20°, вы увидите, как древесина поддастся и начнется ровное движение. Срез образуется гладкий и чистый – стамеска снимет ровно столько древесины, сколько она способна срезать своей острой кромкой.

Для продольного среза поперек волокон той же полукруглой стамеской следует применять другую технику. Если вы попробуете резать поперек волокон так же, как и вдоль, получите некрасивые сколы. Чтобы избежать этого, делают желобки с двух намеченных концов к центру. Сначала заходят с одной стороны, вырезают половину канавки, а затем аккуратно извлекают стамеску и повторяют то же самое с другого конца.

Если резьбу выполняют полукруглой стамеской или стамеской-уголком, то инструмент держат так, чтобы ручка упиралась в ладонь, указательный палец лежал на инструменте, а большой – на изделии. Работая длинной стамеской, правой рукой нужно нажимать, а левой придерживать и направлять инструмент, ведя его вдоль линии рисунка. В первом случае работать приходится сидя, во втором – стоя. Контурные линии должны быть глубже и шире, чем остальные штрихи.

При работе с твердой древесиной и при вырезании особо широких и глубоких канавок работа будет идти быстрее, если использовать киянку. В этом случае стамеску держат левой рукой, а правая рука будет держать киянку. Если вы левша, то, наоборот, держите стамеску правой рукой, а левая рука будет держать киянку. Обхватывайте нижние ? ручки киянки так, чтобы передняя часть полотна и передняя часть кулака находились в одной плоскости. В таком же положении вы можете менять угол резания, поворачивая кисть. Обратите внимание, что перехватывать инструмент при этом не нужно.

Киянкой делайте короткие и резкие удары по головке инструмента. Со временем вы научитесь чувствовать правильный угол направления и силу ударов. Но работайте деликатно. Лучше ударить несколько раз слегка, чем один раз сильно: при сильном ударе сложнее контролировать глубину выемки, можно получить рваные срезы и к тому же быстро испортить инструмент.

Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, отличается некоторой жесткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещенных местах. Чтобы повысить выразительность контурной резьбы, используют тонированный фон или применяют различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, достигая большого разнообразия форм и композиционных решений.

Контурную резьбу на темном фоне называют линейной. Нередко она напоминает гравировку. Чаще всего древесину окрашивают в черный, коричневый, красный, синий и зеленый цвета – все зависит от задуманной композиции и фантазии мастера. В этом случае главное – контрастность фона и прорезанных линий: на светлом фоне – темный рисунок, на темном – светлый. Из-за отсутствия светотени узор получается резким, контрастным и очень эффектным.

Заготовку перед окраской тщательно шлифуют и покрывают тушью, гуашью, акварельной или анилиновой краской, марганцовокислым калием или морилкой. Для придания заготовке блеска ее покрывают лаком и при необходимости полируют. Рисунок переводят через копировальную бумагу, контрастную с цветом дощечки. Иногда для получения особого эффекта прорезанные линии заполняют лаком, смешанным с бронзовым или алюминиевым порошком.

Упражнения для начинающих резчиков

Не пожалейте деревянных брусков и потренируйтесь в выполнении простых прорезов. Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить технику резьбы ножом и выполнять основные мотивы резьбы.

Резьба двугранной выемки поперек волокон. По средней линии разметки носком косяка сделайте вертикальный прорез движением на себя, затем наклоните резец вправо и движением от себя пяткой срежьте правую грань, поменяйте наклон влево и срежьте противоположную грань. При поперечном пересечении волокон резец может двигаться в любом направлении, резать можно как пяткой, так и носком, но пяткой удобнее.

Главная цель первого упражнения – резать грань в грань, это значит, что на дне выемки место встречи граней должно проходить строго на одной глубине, в противном случае будет повреждена противоположная грань. При резании соседних выемок важно сохранить от сколов разделяющие их ребра.

Резьба двугранных выемок по наклонной к направлению волокон. Цель данного упражнения – резать по направлению волокон. Отличие от предыдущего упражнения в том, что резец двигается в противоположных направлениях: при наклоне выемки вправо от резчика левая грань срезается пяткой косяка движением от себя, а правая – носком, движением на себя. При несоблюдении этого правила одна из граней будет шероховатой, а ребра могут скалываться.

Резьба двугранных выемок вдоль направления волокон. Вдоль волокон резец идет легко. Лезвие может двигаться в любом направлении, если древесина прямослойная, но, как правило, волокна имеют свилеватость, поэтому на отдельных участках (в местах свилеватости) резец нужно вести встречными движениями до верхней касательной линии излома волокон. Условно назовем это место линией (точкой) «стоп», а прием резания – правилом «стружка в стружку». При соблюдении этого правила стружка отделяется от древесины в верхней части излома волокон, срез получается гладким, без задиров.

Резьба двугранной выемки по кольцу. Это упражнение является достаточно важным, поскольку в нем раскрывается сущность направления движения лезвия резца на отдельных участках кольца и других криволинейных выемок. Обратите внимание на то, что по внутренней грани резец движется в направлении к продольной (торцевой) линии «стоп», а по внешней – в противоположном, к боковым (поперечным) линиям «стоп». Исходя из особенностей строения древесины, подумайте, почему это происходит.

На отрезке подготовленной доски вычертите циркулем три концентрические окружности. Кончиком косяка прорежьте вертикально среднюю линию, затем под наклоном подрежьте грани по направлению стрелок. Дно канавки строго выдержите по правилу «грань в грань». Если вы хорошо усвоите правила резьбы двугранной выемки по кольцу, то легко будете исполнять любую кривую. Это во многом облегчит резьбу по дереву практически всех видов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Резьба по дереву. Основные виды. – Ярмарка Мастеров

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

  • Геометрическая резьба.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

  • Контурная резьба.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

  • Заоваленная резьба

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

  • Барельефная резьба

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

  • Горельефная резьба

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

  • Резьба “татьянка”

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона…Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

  • Ажурная резьба

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

www.livemaster.ru

Резьба по дереву: фотографии, рисунки и эскизы

Резьба по дереву — один из традиционных видов искусства, который имеет длительную историю развития и дожил до наших дней. Это достаточно тонкое искусство, которое требует опыта и практики, точности движений и знания инструментов, а также разных пород деревьев, лучше всего подходящих для резьбы.

Оценив, как может выглядеть разнообразная и утонченная резьба по дереву (фото), можно где угодно, поскольку это искусство сегодня достаточно распространено.

Что нужно знать при резьбе

Есть несколько стандартных приемов, которые позволяют получить мебель, элементы декора с пышным внешним видом, а также высоким качеством отделки. Рисунки для резьбы по дереву представляют собой основу — эскизы, по которым проводятся работы. Их можно использовать как для интерьера, так для экстерьера, все зависит от дизайнерских решений.

Для того, чтобы освоить это искусство следует разбираться в характеристиках разных пород деревьев, которые влияют на сложность выполнения резьбы, а также на стоимость этих пород.

Вторым важным акцентом при рассмотрении резьбы по дереву следует считать сами методы и техники резьбы, отличающиеся разной стилистикой, а также имеющие определенную сложность и требования.

Резьба по дереву и рисунок этой резьбы, сделанный предварительно, — это только третий этап работы. Орнамент или сложный рисунок можно подобрать распечатать и несколько подкорректировать уже после выбора основы изделия. Но важно понимать, основа, по которой производится резьба по дереву это фотографии рисунки и эскизы.

Породы деревьев

Разные породы деревьев распределяют на 2 основных типа: мягкие и твердые. Такие мягкие породы, как липа, береза, осина, можжевельник, некоторые хвойные породы, очень легко обрабатываются. Изделия из них получаются достаточно дешевыми, единственный недостаток этих пород — весьма относительная долговечность.

Твердые породы такие, как дуб, бук, красное дерево и другие, — более долговечные. Из них получаются самые красивые изделия. Отсюда и разница в цене: твердые породы деревьев и особенно художественный результат с их применением стоят значительно дороже.

Для резьбы по дереву важно также знать, какими характеристиками, рисунками и текстурой обладает каждая порода, какой цвет она имеет, как он меняется и так далее, потому что это непременно влияет на будущее изображение и его качество.

Идеальным вариантом для начинающих резчиков по дереву может служить береза. Легкая в обработке в любом направлении она все же имеет один недостаток. Сначала древесина из березы довольно чистая и светлая, но со временем темнеет.

Для больших количеств прорезей чаще используют деревья хвойных пород — сосну, ель, а также кедр. Они позволяют создавать более сложные узоры и рисунки.

Методики обработки

Существует большое количество приемов, позволяющих обрабатывать древесину, вырезать орнамент практически любой сложности. Каждый из них отличается своими особенностями.

Сегодня распространенными видами резьбы считают такие, как плоскорельефная (плоская) и рельефная резьба, также часто прибегают к использованию выемочной или геометрической техники, которые отлично подходят для оформления интерьеров. С их помощью часто создают накладной декор. Прорезная (сквозная), а также контурная резьба — довольно популярные в декоративных работах по отделке экстерьеров.

Одним из наиболее художественных видов резьбы считают объемную, которая имеет много общего со скульптурой. Рисунки и узоры для этих техник могут создаваться по-разному. Чаще используют узоры, имеющие сквозной или плоский характер, хотя иногда их делают рельефными и объемными

Методики различают по величине узоров — стоит различать мелкоузорные и крупноузорные рисунки. Что примечательно, чем меньше узоры, тем больше времени требуется для их создания как на бумаге, так и на деревянной поверхности. Увеличивается и стоимость такой работы.

Популярный плосковыемчатый (геометрический) узор имеет довольно неглубокий рельеф, а детали такого узора располагаются в одной плоскости. Определяют некоторые направления этой техники: контурную, скобчатую и трехгранную. Именно с нее начинают свое изучение резьбы новички, а необходимыми для исполнения техники инструменты — это доска, косой нож, карандаш и линейка, а также типичные эскизы.

Рабочее место резчика и его инструменты

Важным моментом при обработке дерева является подобранный правильно инструмент. В случае резьбы по дереву резчику нужно освоить основы работы ножей, лобзиков, рубанков, стамесок, сверл, а также работу с брусьями, долотом, фрезой. Часто резчики используют бормашины для того, чтобы обрабатывать более твердые породы дерева как можно более тонкими узорами.

Инструменты должны находиться на рабочем месте, которое обычно имеют форму столешницы или верстака. Верстак должен быть достаточно прочным и устойчивым, он позволяет обрабатывать любой вид дерева. В требования к нему также включена рекомендуемая высота: он должен быть не выше уровня пояса мастера по дереву.

Столешницу или поверхность верстака необходимо чистить, ухаживать за ней, чтобы не образовались зазубрины на поверхности. Рабочую поверхность следует убирать вовремя, прочно закреплять рабочие инструменты и обрабатываемые деревянные детали.

Также мастеру-резчику стоит задуматься о правилах безопасности, которые при работе с достаточно разнообразным и сложным инструментом предупреждают множество негативных последствий.

Кроме того следует следить за состоянием инструментов, например, плохо заточенная стамеска или тупое сверло могут привести к непоправимой травме.


derevostroika.ru

Резьба по дереву – уроки для начинающих, фотографии, рисунки и эскизы, видео

резьба по деревуЕдва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве. Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.

Популярные виды замысловатого искусства

процесс резьбыНа протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:

  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • прорезная;
  • скульптурная;
  • рельефная;
  • ажурная;
  • накладная.

К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.

геометрическая резьбаГеометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:

  • липовая доска;
  • специальный нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.

Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.

Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.

прорезной вид резьбы по деревуПрорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.

Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.

рельефная резьбаРельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.

плоскорельефная резьба по деревуПлоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более сложных поделках.

Первые шаги на пути к мастерству

украшение дома резьбой по деревуИстория показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.

Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.

Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.

инструменты для резьбы по деревуДля резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:

  • острый нож;
  • стамеска;
  • лобзик;
  • долото;
  • сверла;
  • надфили;
  • ложкорез;
  • бруски;
  • электродрель;
  • бормашина;
  • фрезеровальная машина.

Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.

Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – липа, осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.

Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.

Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.выбор узора для резьбы по дереву

Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.

Мастер класс простой поделки

резьба по деревуКогда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш двойной мягкости;
  • калька;
  • стамески.

Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.выбор рисунка

Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.нанесение рисунка на дерево

Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.

Современная техника для опытных мастеров

В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.

Пантограф

пантографУстройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.

Бормашина

бормашинаОтличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.

Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.

Фрезерный станок с программным управлением

фрезерный станокТакая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.

шкатулкаКак показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.

В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.

Видео-урок резьбы по дереву для начинающих

glav-dacha.ru

рисунки, фотографии для начинающих и узоры резбьы

Резьба по дереву – интересное и увлекательное хобби, доступное многим. Использовать это можно для декора интерьера, для сувениров, предметов мебели и наличников окон. Такая резьба, выполненная собственноручно, будет украшать дом и греть душу. Необязательно даже быть художником и уметь рисовать, чтобы научиться вырезать по дереву различные орнаменты. Как для начинающих, так и для опытных мастеров в этом ручном труде помогают эскизы для резьбы, которые подсодбят в работе по дереву. Для этого нужно освоить азы этого ремесла и знать эскизы, как правильно пользоваться трафаретами – в таком случае создать новый и уникальный предмет не будет слишком сложно.

Большинство мастеров, выполняющих изделия своими руками, вдохновляются работами других людей. При взгляде на рисунки и фотографии, в голове уже рисуется образ своего собственного будущего творения.

Изучаем работу с трафаретами и эскизами для резьбы по дереву

Для художественной резки мало просто скопировать чей-то рисунок: необходимо подогнать его под себя, правильно расположить на заготовке и, конечно, аккуратно выполнить резьбу по шаблону.

Как подогнать эскиз для резьбы по дереву под свои нужды?

Для начала необходимо найти в интернете, книгах или других источниках подходящий орнамент. Новичкам имеет смысл упростить эскиз и опустить слишком мелкие сложные детали. Кроме этого, используя любой графический редактор, нужно изменить размер до необходимого. Размер и частота узора зависит от таких параметров, как величина и назначение декорируемой поверхности. Если речь идет о перилах на лестнице, можно сделать узор покрупнее, чтобы он был виден и понятен издалека. Ну а шкатулку или рамку следует сделать с более мелкими, кружевными вырезами, чтобы ее хотелось рассматривать как можно дольше.

Следующим шагом будет распечатка подходящего именно Вам шаблона.

Как перенести трафарет для резьбы на деревянную заготовку?

Сделать это можно несколькими способами:

  • Перевести, используя копировальную бумагу
  • Положить распечатку на заготовку, сделать проколы в углах и изгибах, после чего соединить точки карандашом
  • Вырезать из картона трафарет, обвести его по контуру.
  • Прикрепить шаблон на дерево, далее вырезать прямо по нему фрезером или лобзиком

Разбираем разные трафареты для геометрической резьбы по дереву

Плосковыемчатая геометрическая резьба – самый простой вид, с которого стоит начинать обучение. Кроме перечисленных выше способов переноса трафарета на дерево, здесь возможен еще один. Если узор несложный, можно расчертить его прямо на деревянной болванке. Не зря же такой стиль резьбы называется геометрическим!

Элементы этого стиля можно использовать при создании шкатулок, рамок, разделочных досок и других вещей для создания домашнего уюта. Перед тем, как вонзить нож в дерево, следует четко представлять, где на шаблоне выпуклости, а где – выемки. В таком случае при работе не должно возникнуть никаких проблем.

Пробуем ажурную резьбу лобзиком или фрезером: хитрости для начинающих

Ажурная, или прорезная резьба, характерна отсутствием фона: он вырезан насквозь. В специализированных магазинах в продаже имеются металлические трафареты для выполнения прорезной резьбы. Их достаточно просто прикрепить к заготовке, и они не дадут Вашему инструменту вырезать лишнее. Для выполнения большого количества одинаковых элементов, например, при изготовлении внешних наличников для окон, такие помощники просто незаменимы, но если шаблон нужен всего на один-два раза – это напрасная трата. На различных интернет-ресурсах можно найти огромное количество рисунков, фото и эскизов для работы фрезером. Важно помнить, что размер и пропорции всегда можно подогнать под свои нужды.

В контурной резьбе все довольно просто: важно научиться выпиливать желобки определенной толщины и глубины. Для этого пригодятся различные стамески. Преимущество этого стиля вырезания в том, что можно взять практически любую картину и скопировать на дерево. Однако, есть много готовых шаблонов для тех, кто хочет попробовать себя именно в этом виде резьбы. Удачно выглядят в этой технике животные, растительный орнамент и даже пейзажи.

После вырезания изделий в этой технике, как правило, внутренняя часть полос-желобков подкрашивается. В таком случае рисунок хорошо заметен и выглядит наиболее красиво.

Трафареты для техники плоскорельефной резьбы.

В этом виде все немного сложнее. В отличие от плосковыемчатой резьбы, где из фона вглубь вырезаются ямки, здесь, напротив, фон углублен, он находится будто бы под рельефом. Сам рельеф обычно заоваливается – то есть переход делают плавным с помощью напильников или наждачной бумаги. Фон либо гладкий, либо остается немного текстурным. Чтобы художественная резьба получилась действительно красивой, без шаблона тоже не обойтись.

Подборка видео по теме статьи

sdelala-sama.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх