Объемная резьба по дереву фото: Страница не найдена — Строительный портал

Содержание

Объемная резьба по дереву для начинающих на примере кролика

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

СКАЧАТЬ СХЕМУ В БОЛЬШОМ РАЗМЕРЕ

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

Объемная резьба по дереву – эскизы и фигуры

Объемная резьба по дереву для начинающих

Древесная резьба является одним из наиболее популярных и древнейших разновидностей искусства. При работе с определенными древесными породами, резчики могут сделать действительно уникальные вещи – предметы мебели, скульптуры, домашнюю утварь и множество другого. В статье мы рассмотрим всевозможные разновидности объемной резьбы по дереву, а также какие инструменты для этого нужны. Еще вы найдете пошаговую инструкцию создания шкатулки в этой технике.

Резьба и ее разновидности

Можно выделить следующие техники резьбовых работ по дереву:

  • Пропильная.
  • Плоская.
  • Фигурная.
  • Контурная.
  • Накладная.
  • Глухая.
  • Рельефная.
  • Сквозная.
  • Объемная.

Скульптурная или объемная резьба по древесине будет подразумевать создание скульптур, больших мебельных предметов и экстерьера. Резьба сквозного типа довольно часто называется прорезной, иди же ажурной. Техника характеризуется удалением фона на узорах плоскости. Довольно часто такой способ применяют для украшения ставней окна, предметов мебели и карнизов. В случаях, когда обработку сквозного типа прикрепляют к основанию из древесины, и такую работу называют накладной.

Рельефная резьба – ее считают самой сложной. Она может быть подразделена на горельефную и барельефную. Разновидности же, в свою очередь, будут требовать высокого мастерства при древесной обработке и наличия большого разнообразия режущих инструментов. Чаще всего ею отделывают мебель из древесины и оформляют интерьерные элементы. Глухая резьба – это не менее трудная техника по обработке дерева. Иногда даже наиболее опытные мастера не способны представлять себе масштабы и объем проводимых работ. Плоскорельефная или плоская резьба является рисунком, который нанесен на основание из древесины посредством острых инструментов. Эти работы можно доверять даже ребенку, при условии контролирования со стороны взрослых. Как правило, в роли материала используют лишь те древесные породы, которые не расслаиваются, например, каштан или липа.

Подробности

Объемная техника в роли высшего пилотажа

Постигать искусство резки по древесине может каждый, но далеко не все способны осваивать объемную технику. Для того, чтобы покупать все нужные знания, требуется иметь опытного наставника, а также желание, талант и свободного времени. Осваивание мастерства резьбы объемных типов фигур по древесине даст возможность воплотить в жизнь все смелые фантазии, воссоздать шедевры искусства, композиции, скульптуры и много иных предметов. Недостаточно лишь одного знания такой техники, в то время мастер должен быть художником, творческой личностью скульптором. Сам по себе процесс отличается скрупулезностью и высокой точностью.

Подготовительный этап и начало работ по древесине

Объемная резкая по древесине для начинающих может показаться довольно трудной. Но не нужно отчаиваться, потому что навыки будут оттачиваться с опытом. Главное, чтобы вы знали, с чего начинать. Принцип работы по подготовке основывается на грамотном выборе деревянной породы. Например, большие элементы куда проще вырезать из древесины мягкого сорта (липы, тополя или сосны), так как они намного податливее, и наоборот, для вырезания элементов малого размера лучше сделать выбор в пользу твердых древесных пород (дуб или клен).

Еще одним важным подготовительным этапом будет создание эскиза, который может быть изображен схематически, вылеплен из глины или гипса, распечатать на принтере. Требуется помнить о том, что без эскиза результат будет не столь точным.

Какие инструменты потребуются для работы

В видео про объемную резьбу по дереву обычно показаны все инструменты, которые будут применены, так как техника работ довольно нестандартная. Это и обычные ножи со стамесками, и специализированные станки. Для выполнения работ в домашних условиях потребуются такие инструменты:

  1. Наждачная бумага с разными фракциями.
  2. Всевозможные формы, размеры и модификации ножей.
  3. Ручные фрезы с большим ассортиментом насадок.
  4. Различные стамески.
  5. Надфили.

Рассмотрим, какие есть рабочие приемы, чтобы правильно обрабатывать дерево.

Всевозможные приемы для объемной резьбы по древесине

При работе мастер применяют различные приемы строгания и древесной обработки, среди которых можно выделять несколько главных, применяемых при разновидностях резьбы по древесине:

  1. «От себя». Применяют для того, чтобы удалять фаски и кромки, в частности, если они размещены перпендикулярно древесных волокнам. Работа производится одной рукой или придерживающая пальцами второй руки лезвия.
  2. Прием для того, чтобы снимать толстый древесный слой по его волоконному направлению. Нож захватывают одной или сразу двумя руками, причем кончик направлен к себе. Сильным надавливанием грудью на руки делают срез. Если требуется снимать большие слои, но при этом места для маневренности не хватает, нажим на руки производится корпусом.
  3. «На себя». Прием резки, когда направлено в сторону левой рукой, а движение делают навстречу большому пальцу.

Рассмотрим, с какими материалами можно работать.

Какие материалы стоит применять

Для объемной резьбы по древесину советуем применять дерево мягкой породы, к примеру, осину, клен, липу или ольху. В особенности выделяют липу из-за ее однородности, податливости и пластичности при резьбе. Ольху и осину применяют чуть реже. До начала работ с осиной ее требуется запаривать на 2-3 часа и после этого выдерживают в тени около суток. После просушивания брусок, на котором образовались трещинки, обрабатывают посредством срезания торцов. Древесина обязательно должна быть без каких-либо изъянов виде гнили, пустот и трещин.

Техника проведения работ

Объемный тип резьбы по древесину (фото примеров представлены в статье) производится таким образом:

  • Для начала требуется нанесите на брус контуры будущего изделия и вырубают все ненужные элементы. Это делают посредством стамески, а после ею прорабатывают главные фигурные очертания.
  • После этого можно приступить к работе при помощи ножа и рашпилями с разными габаритами, придавая более мягкие и плавные очертания. Действия при этом мягкие, осторожные, а еще состругивают тонкий слой дерева. Скульптура как бы расписывалась посредством режущего инструмента, который оставляет на ней бороздки. Линии будут имитировать черты человеческого лица, птичьи перья, шкурки животных, гриву коней, прожилки на растениях и прочие элементы.
  • Все срезы делают небольшими, обрабатывают поверхность с каждой из сторон. Если в скульптуре планируется проделывать отверстия, их прорезают на финальном этапе.
  • Сухую и твердую древесину в процессе резки стоит смочить.
  • Изделие в готовом виде мастер должен отшлифовать или же и вовсе оставить в неизменном виде.
  • После все оставляют просушиваться, и в случае появления трещин из их требуется заполнять клинышками с учетом направления волокон дерева.

А теперь небольшой мастер-класс.

Как сделать деревянную шкатулку – инструкция

Фото объемной резьбы по дереву показывают необычные предметы, которые впечатляют своей красотой. Для создания объемной резьбы на шкатулке (фото представлено ниже) потребуются инструменты для резки, шкатулочные заготовки и карандаш.

Все производится таким образом:

  1. В первую очередь требуется округлить заготовочные углы.
  2. После этого по общему периметру шкатулки прорисовывают узор так, чтобы крышка и нижняя часть смотрелась гармонично.
  3. Производится объемная резка, и особое внимание уделяют небольшим по размеру деталям.
  4. Каждый из элементов требуется тщательно ошкуривать.
  5. Шкатулка будет покрывать несколькими лаковыми слоями.
  6. Внутрь требуется приклеить бархатную ткань.

Освоить технику резки по поверхности древесины стоит начать с самых маленьких и простых фигурок. При рабочем процессе каждый резчик получает свои секреты мастерства, а также понимает, как лучше делать те или иные элементы, как удобнее держать инструменты и прочее. Главное то, что не стоит бояться, и требуется со всей смелостью воплощать свои мечты.

 

Виды резьбы по дереву (11 фото): ажурная, рельефная, объемная, японская

Художественная резьба – один из самых известных и древнейших способов отделки дерева. Резьба по дереву может быть выполнена в разных техниках.

Ажурная или сквозная резьба по дереву

Художественная отделка дерева, при которой остается только само изображением, без фона. Подвид ажурной резьбы является накладная резьба – орнамент, выполняется в технике прорезной резьбы, затем крепиться на готовый фон.

Фото 1 — Ажурная или сквозная резьба

 Геометрическая резьба

Вид резного искусства, при котором желаемый узор формируется при помощи множества фигур (часто используется ромб). Причудливые геометрические узоры являются важной частью восточной резьбы по дереву. Колыбелью восточного вида деревянной резьбы, скорее всего, является Египет.

Фото 2 — Восточная резьба по дереву

Рельефная резьба по дереву

Изображение изделия расположено над фоном, или на одном уровне с ним. В этой технике изготавливают резные панно – объемное деревянное изображение.

Фото 3 — Резное панно «Лев»

Барочная резьба

Плоскорельефная резьба, главное отличие которой это обилие резных и лепных украшений, причудливых завитков, изображений людей в неестественных позах, изогнутых листьев, разнообразных цветов, фантастических животных.

Фото 4 — Фрагмент барочной резьбы

Резные балясины преображают даже самую простую лестницу. Балясины – фигурные столбики в виде колонн, изящная отделка лестниц.

Деревянные балясины будут органично смотреться с винтовой деревянной лестницей – очень красивая, удобная и популярная  лестница для  небольших помещений.

Фото 5 — Винтовая лестница, резные балясины.

Кудринская

Рельефная резьба, которая возникла в деревне Кудрино. Основную декоративную роль в этой резьбе играет растительный орнамент: веточки, розетки и завитки. Известными изделиями этой резьбы считаются блюда, вазы, ковши, шкатулки, предметы домашнего декора.

Фото 6 — Кудринская резьба по дереву

Объемная резьба

Еще ее называют скульптурной. В этой технике изготавливают игрушки, скульптуры, фигурки и т.д

Барельеф

Декоративная лепка, скульптурное изображение на плоскости. Еще одно название «низкий рельеф». Чаще всего барельефные изображения – это фигуры людей, животных.

Богородская резьба

Подвид объемной резьбы, трехмерное изображение чего-либо. Богородская игрушка – самый известный пример этой техники. Это деревянные фигурки животных и людей, основной народный промысел подмосковного села Богородское. Для такой резьбы лучше всего подходит мягкие породы деревьев, таких как  липа или ольха.

Фото 8 — Богородская резьба

Японская резьба

Красивые деревянные поделки, называемые миниатюрными скульптуры, в которых хранились мелкие вещи. Например, окимоно – «резная фигурка», статуэтка, предназначена для украшения интерьера.

Фото 9 — Японская резьба по дереву

Скандинавская резьба

Старинная художественная резьба, в такой технике были украшены деревянные скандинавские церкви. Снаружи и внутри такие церкви были оформлены традиционными орнаментами, мифологическими мотивами, в основном изображениям Богов, разных животных.

Фото 10 — Скандинавская резьба

Контурная резьба

Самый простой вид резьбы, канавки-желобки формируют рисунок на плоском фоне. Резные Пейзажи – изображение различных видов, ландшафтов на дереве.

Фото 11 — Пейзаж

Виды резьбы по дереву достаточно условны. Каждый вид резьбы требует особой подготовки, а так же выбора древесины, техники резьбы.

Объемная резьба по дереву: красиво и оригинально

Скульптурная резьба по дереву (или как ее еще называют – объемная) – это уникальная технология получения красивых, удивительных и эксклюзивных изделий. Ее основной характеристикой можно назвать тот факт, что в ней рельеф, либо изображения частично или же полностью отделяются от фона, превращаясь в оригинальные скульптуры. В отличие от традиционного одностороннего изображения в традиционной художественной деревообработке, при рельефной резьбе объекты вырезаются всесторонне – можно рассмотреть все детали скульптур.

История резьбы по дереву насчитывает уже несколько тысяч лет. Изначально из древесины по такой технологии изготавливались примитивные изображения божеств и игрушки для детей, тогда как современные методы позволяют создавать удивительной красоты изделия любых форм и размеров, которые можно использовать для декорирования интерьеров и экстерьеров, ландшафтного дизайна.

Современная скульптурная резьба по дереву может выполняться как полностью вручную, так и с использованием определенного вида автоматического оборудования на определенных этапах. Следует отметить, что в качестве заготовки для изготовления объемных фигурок могут применяться как цельные поленья цилиндрической формы, так и его раскол. При этом готовые резные изделия, в зависимости от типа, могут иметь низкий или высокий уровень рельефности и детализации – все зависит только от вида фигурок, их размеров и назначения.

Деревянная объемная резьба – технология, благодаря которой можно создавать удивительно стильные, яркие и неповторимые декоративные скульптуры, бытовую утварь, детские игрушки, религиозные символы и прочие изделия. Хоть такой вид резьбы и является вполне сложным (требует высокой квалификации от мастера, применения большого количества ручных инструментов и минимум автоматизированного оборудования), но все же он довольно привлекательный и распространенный, так как позволяет создавать эксклюзивные украшения, качество которых и культурная ценность чрезвычайно высоки.

Наша компания «Ставрос» изготовит для вас фото с резьбой по дереву из различных пород высокого качества, которое будет смотреться удивительно красиво. Мастера нашей фирмы, квалифицированные и опытные, имеют доступ к современным технологиям и оборудованию. Мы также занимаемся изготовлением сувениров из дерева и детских игрушек по различным методикам.

Резьба по дереву для дачи (74 фото) » НА ДАЧЕ ФОТО

Деревянные скульптуры для сада


Скульптура из дерева в баню


Деревянное панно


Деревянная резная скульптура


Декоративные фигуры для сада


Деревянные резные вещи


Резные шкатулки


Дагестанская 4а беседки


Эксклюзивные изделия из дерева


Скульптуры Совы дерева бензопилой


Скульптуры из дерева


Деревянные изделия


Резные лавочки из дерева


Резьба по дереву бензопилой скамейка


Деревянные резные скамейки


Резные деревянные кресла


Необычные деревянные скамейки


Резные скамейки


Декоративное панно резьба по дереву


Беседка дерево



Деревянные резные лавочки


Амурские Украсы резьба по дереву


Резные чудики из дерева


Деревянные скульптуры бензопилой


Ярмарка беседки


Резьба по дереву шкатулки


Панно из дерева эпические


Деревянная резная скульптура


Полочки в стиле Барокко


Резьба по дереву скамейки


Балясина деревянная


Резная ручка для бани


Резьба по дереву садовые фигуры


Резная вязь на дом


Деревянные резные панно


Мужик вырезает из дерева


Фигуры из бруса


Деревянные фигуры из бревна


Резные фигурки из дерева для сада


Необычные фигуры из дерева


Резные фигуры из дерева для дачи


Деревянные фигуры


Амурские Украсы резьба по дереву


Деревянные скульптуры для сада


Резьба по дереву кресло


Большие деревянные фигуры для сада


Амурские Украсы резьба


Эрнест Коледа резьба по дереву


Резные скамейки


Полка деревянная резная


Резные полочки


Шкатулка Татьянка


Резьба Парковая скульптура


Феномен сибирской Домовой резьбы


Деревянные фигуры для сада


Интересная фигура из дерева у дома


Резьба из бревна


Резьба по дереву часы настенные


Резные деревянные качели


Декоративная резьба по дереву


Резьба по дереву двери


Деревянные скульптуры для сада


Резные изделия из дерева для дома


Резьба по дереву панно дед


Резьба по дереву ваза


Резной интерьер из массива


Вера Боровкова Иваново


Скамейка с резьбой


Резные веранды


Накладная резьба по дереву


Резьба по дереву бензопилой скамейка


Резьба дубовый лист


Художественная резьба бензопилой

Объемная резьба по дереву: техника выполнения, фото

Резьба по дереву – один из самых древних и распространенных видов искусства. Работая с определенной породой древесины, резчики способны изготовить действительно уникальные предметы: скульптуры, мебель, домашнюю утварь и многое другое. В статье рассмотрим разновидности объемной резьбы по дереву, какие инструменты для этого необходимы. Также вы найдете пошаговую инструкцию изготовления шкатулки в такой технике.

Разновидности резьбы

Выделяют следующие техники резьбы по дереву:

  • объемная;
  • сквозная;
  • рельефная;
  • глухая;
  • накладная;
  • контурная;
  • фигурная;
  • плоская;
  • пропильная.

Объемная или скульптурная резьба подразумевает изготовление скульптур, крупных предметов мебели и экстерьера.

Сквозная резьба часто называется ажурной и прорезной. Техника характеризуется удалением фона на плоскостных узорах. Зачастую такой метод используют для украшения оконных ставней, карнизов и предметов мебели. В случаях, когда сквозную обработку крепят к основе из дерева, такая работа называется накладной.

Рельефная резьба – считается одной из самых сложных. Она может подразделяться на барельефную и горельефную. Разновидности в свою очередь требуют высокого мастерства при обработке дерева и наличия широкого разнообразия режущих инструментов. Чаще всего ею отделывают деревянную мебель и оформляют элементы интерьера.

Глухая резьба – не менее сложная техника обработки дерева. Порой даже опытные мастера не могут представить себе масштаб и объем выполняемых работ.

Плоская или плоскорельефная резьба представляет собой рисунок, нанесенный на основание из дерева с помощью острого инструмента. Такую работу можно доверить даже ребенку, при условии контроля со стороны взрослого. Как правило, в качестве материала применимы только те породы дерева, которые не расслаиваются, к примеру, липа или каштан.

Объемная техника как высший пилотаж

Постичь искусство резки по дереву способен каждый, но далеко не всем удается освоить объемную технику. Для того чтобы приобрести необходимые знания, нужно иметь опытного наставника, желание, свободное время и талант. Освоение мастерства резьбы объемных фигур по дереву дает возможность воплощать в жизнь свои самые смелые фантазии, воссоздавать шедевры искусства, скульптуры, композиции и множество других предметов. Недостаточно одного знания данной техники, мастер в то же время должен быть художником, скульптором и творческой личностью. Сам процесс отличается высокой точностью и скрупулезностью.

Подготовка и начало работы с древесиной

Объемная резьба по дереву для начинающих может показаться сложной техникой. Но не стоит отчаиваться, ведь навыки оттачиваются с опытом. Главное – знать, с чего начать.

Принцип подготовительных работ основывается на правильном подборе древесной породы. К примеру, крупные элементы легче вырезать из дерева мягких сортов (сосна, тополь, липа), поскольку они более податливы и, наоборот, для вырезания мелких деталей лучше остановиться на твердой древесине (клен, дуб).

Еще один важный этап подготовки – выполнение эскиза. Его можно изобразить схематически, вылепить из гипса или глины, распечатать на принтере. Важно помнить, что без эскиза результат получится менее точным.

Инструменты для работы

Объемная техника работы с древесиной довольно нестандартна, соответственно, и инструмент должен быть подходящим. Это и привычные ножи со стамесками, и специальные станки. Для работы в домашних условиях понадобятся такие инструменты для объемной резьбы по дереву:

  1. Наждачная бумага всех фракций.
  2. Ножи различных модификаций, размеров и форм.
  3. Ручной фрезер с широким ассортиментом насадок.
  4. Стамески разных видов.
  5. Надфили.

Приемы объемной резьбы по дереву

Во время работы мастер использует различные приемы строгания и обработки древесины, среди них можно выделить несколько основных, применимых при всех видах резьбы по дереву:

  1. «От себя». Используется для удаления кромки и фаски, в особенности, если они расположены перпендикулярно волокнам древесины. Работа осуществляется одной рукой или придерживая лезвие пальцами второй руки.
  2. Прием для снятия толстого слоя дерева по направлению его волокон. Нож захватывают одной или обеими руками, при этом кончик направлен к себе. Сильным надавливанием грудью на руки делается срез. Если необходимо снять большой слой, но при этом места для маневренности недостаточно, нажим на руки выполняется корпусом.
  3. «На себя» – прием резки, когда лезвие направлено в сторону левой руки, а движение делается навстречу большому пальцу.

Какой материал использовать?

Для объемной резьбы по дереву рекомендуется использовать древесину мягких пород, такую как клен, ольха, липа и осина.

В особенности выделяют липу, ввиду ее однородности, пластичности и податливости при резьбе. Осину и ольху применяют немного реже. Перед работой с осиной ее желательно запарить на два-три часа и после этого выдержать в тени примерно сутки. После просушки брус, на котором появились трещины, обрабатывают путем срезания торцов.

Древесина не должна иметь никаких изъянов в виде гнили, трещин, пустот.

Техника выполнения работы

Объемная резьба по дереву (фото работ представлены в статье) выполняется так:

  1. В первую очередь на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
  2. После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
  3. Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон. Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
  4. Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
  5. Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
  6. Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.

Деревянная шкатулка: последовательность работы

Для выполнения объемной резьбы по дереву на шкатулке (фото изделия представлено ниже) понадобятся: инструменты для резки, карандаш, заготовка шкатулки.

Выполняется работа поэтапно:

  1. В первую очередь округляют углы заготовки.
  2. Затем по всему периметру шкатулки рисуют узор таким образом, чтобы крышка и нижняя часть гармонично смотрелись.
  3. Выполняется объемная резка, особое внимание убеляется мелким деталям.
  4. Каждый элемент тщательно шкурится.
  5. Шкатулка покрывается несколькими слоями лака.
  6. Внутрь вырезается и вклеивается бархат.

Осваивать технику резки по дереву лучше с самых простых и небольших фигурок. В процессе работы каждый резчик приобретает свои секреты мастерства, понимает, как лучше выполнить тот или иной элемент, как удобнее держать инструмент и так далее. Главное – не нужно бояться. Смело воплощайте свои мечты.

Наборы для резьбы по дереву

Резьба по дереву – это искусство, которое требует не только внимательного отношения, но и наличия необходимых инструментов. Как их выбрать? На какие нюансы обращать внимание?

Покупку лучше всего сделать в профильном магазине, который гарантирует качество продукции. Также стоит изучить характеристики, описание, отзывы и рекомендации специалистов. Важно максимально внимательно подойти к выбору, потому что результат напрямую от этого зависит.

Особенности выбора

Качественный набор для резьбы по дереву имеет свои особенности. Инструменты можно разделить на две категории: приспособления для ручной обработки и электроприводные устройства. Все они упрощают и ускоряют работу мастера.

В работе используют ножи, стамески, ложкорезы, фрезеры, граверы, клюкарзы. Основной момент выбора – метод обработки материала, который использует мастер. Есть инструменты, которые предназначены для создания мелких узоров. А есть и те, которые применяют для крупных элементов.

А как правильно ухаживать за инструментами?

Все приспособления нуждаются в правильной использовании и обращения. Острота лезвий – это критерий, который сохраняется при правильном уходе. Заточить инструмент можно и в домашних условиях. Для этого используют заточные камни: водяные, алмазные, масляные.

Есть и станки, которые можно применить в случае, если нет камней для заточки. После работы на станках применяют полировочные финишки. Это повышает остроту инструмента. Если непонятно, какие инструменты и станки для заточки использовать, можно посоветоваться со специалистами. Они имеют опыт и точно знают, как обращаться с инструментов. Особенно это важно может быть для тех, кто только начинает делать первые шаги в этой работе.

Подведем итог. Качественный набор для резьбы по дереву имеет свои нюансы и особенности. Поэтому лучше всего сделать выбор в проверенном магазине или же напрямую у производителя. В таком случае, удастся найти оптимальный вариант и использовать его для создания очередных шедевров.

На правах рекламы.

Музейный журнал | Резьба по дереву маори и Моко

Предметы, о которых идет речь в этой статье, являются частью выставки, недавно организованной в юго-восточном зале на первом этаже Музея и предназначенной для иллюстрации изобразительного и декоративного искусства некоторых первобытных народов Африки и Океании. В качестве примеров этого искусства, далекого по своим результатам, как, вероятно, и по сознательной цели, от реализма, но рожденного интересом к реальности и до сих пор безошибочно затронутого им, произведения мастеров маори являются выдающимися.

Рис. 86. — Фрагмент перемычки, рис. 87. Фигура предка в центре как бы топчет чудовище с птичьей головой, в то время как два похожих существа шепчутся ему на ухо.
Номер музейного объекта: 29-93-40
Номер изображения: 2402

Маори населяют самые южные земли, до которых в своих океанских странствиях добралась замечательная раса, колонизировавшая разбросанные архипелаги Тихого океана от Самоа до острова Пасхи и от Гавайских островов до Новая Зеландия. В британском Доминионе, названном последним, маори процветали лучше, чем полинезийцы в других местах, вступая в контакт с белыми, чье поселение на их земле эти первые новозеландцы ранее оспаривали с большим мужеством и решимостью.Эта группа полинезийцев веками сохранялась в среде, где природа менее щедра на удовлетворение потребностей людей без активного сотрудничества с их стороны, чем в тропических районах Южных морей. В своих усилиях, чтобы добиться от нее средств к существованию, им пришлось использовать более трудные и неустанные средства, чем те, которые менее острая необходимость навязывала их родственникам, которых они оставили в тропиках. Таким образом, они сохранили сильный умственный склад и мужественный нрав, которые были наследием предприимчивого мореплавателя, из которого они произошли.

Что-то от этой энергии и живости воображения, которые сочетаются с практической находчивостью в решении повседневных жизненных ситуаций, отражено в их чрезвычайно энергичной и причудливой резьбе, выполненной в столь своеобразном стиле, что никто из тех, кто знаком с двумя или три примера, вероятно, не смогут распознать манеру маори, где бы они ни были.

Рис. 87. — Притолока, демонстрирующая характерную форму и приемы декоративной резьбы по дереву маори.Пространства не заняты главными фигурами, а вездесущие спирали искусно заполнены повторяющимися деталями этих фигур.
Номер музейного предмета: 29-93-40
Номер изображения: 147

Рис. 88 — Основные очертания лица моко.

Рис. 89. — Моко вождя, составленное им самим в качестве подписи к земельному дару.

Рис. 90. — Фрагмент перемычки, рис. 87. Хорошо видны характерная трехпалая рука и четыре спирали, обозначающие место соединения конечностей с туловищем.
Номер музейного предмета: 29-93-40
Номер изображения: 148

Деталь рисунка или отдельная фигура редко подчеркнуты настолько, чтобы затмить общее впечатление богатства, часто сочетающегося с почти кружевной ажурностью, получаемой от все. Используя самые примитивные и неточные инструменты, художник редко ошибается в симметрии. Хотя его линии и изгибы переплетаются в лабиринте арабесок. или варьироваться в зависимости от ограничений его материала, они редко ошибочны или неуместны.И если традиция, авторитет которой подкреплялся ужасами табу и трепетом перед богами предков, предписывала общую форму и манеру его работы, то его воображение нашло средства варьирования деталей и расположения, так что редко можно найти два совершенно идентичные примеры какой-либо одной конструкции.

Религиозная традиция является проводником и союзником искусства у народов, чей социальный и религиозный образ жизни сводится к той фазе культуры, которую мы привыкли характеризовать как варварскую, дикую или низкую.Из трех средств, с помощью которых художественный гений маори нашел свое главное выражение, — татуировка и резьба по дереву, украшения для каноэ и украшения для дома, — два находились в непосредственном ведении одной из касты жрецов, а третье — в ее руках. цензура или контроль. Ибо хотя татуировщик не был как таковой жрецом-ремесленником, его предмет и он сам в течение всего времени операции находились под табу; и любой выдающийся татуировщик, когда его мастерство было общепризнано, становился членом жреческой касты, tohunga .

Случай с татуировщиком действительно дает поучительный комментарий о влиянии такого священнического контроля на искусство, если кто-то должен быть склонен утверждать, что его результаты были в основном порождены злом. Было сказано, что татуировщик не обязательно был тохунга и, следовательно, не в такой степени, как другие мастера, подверженные этому влиянию; и хотя некоторые из лучших образцов декоративного искусства маори были в его среде, также были и одни из худших. Это часть песни татуировщика, работающего своим резцом.

Я человек, который отметит
Мужчина, который хорошо заплатит
С красивой татуировкой;
Но человек, который не заплатит
Кривой и широкой будет его клеймо.

Краткое описание церемониальных обрядов, связанных с татуировкой, послужит иллюстрацией тесной связи религии с повседневной жизнью и искусством маори. Возможно, будет также правильно сказать, что слово табу (тапу) используется здесь в его наиболее общепринятом смысле, как означающее ритуальный запрет, нарушение которого влечет за собой опасные или фатальные последствия от гнева богов.

«Когда искусный мастер ( tohunga ) выполнял свою работу по татуировке, он, человек, которого оперировали, и все жители деревни были тапу из-за крови на руке оператора. По завершении дела были зажжены три печи: одна для ремесленника, одна для богов, одна для человека, только что нанесшего татуировку, и для остальных людей. Чтобы поднять тапу , тохунга сначала мыл руки, а затем, взяв горячий камень из печи богов, перебрасывал его из одной руки в другую, после чего возвращал обратно в печь.Это перенесло тапу на этот камень, а приготовленная пища вернула его богам. Готовящуюся в духовке богов пищу складывали в корзину и подвешивали в священном месте». [Э. Трегир, Раса маори, стр. 265, 266.]

Рис. 91. — Украшение дома. Голова имеет реалистичное изображение лица моко.
Номер музейного предмета: P3107B
Номер изображения: 154

Табу, запрещавшее обычные сношения с вовлеченными лицами, таким образом снято, теперь они снова стали noa , обычными, обычными, восстановленными в их нормальном положении в социальной и религиозной схеме. вещей.Один из более ранних авторов об обычаях маори, говоря о деревне, где несколько вождей подвергались операции moko или нанесении надрезов, говорит, что «казалось, что какая-то страшная болезнь внезапно поразила большую часть жителей и лишила их жизни». они не могли пользоваться своими конечностями», потому что все «были под законом, они не могли прокормить себя руками». Деревянная воронка использовалась для кормления мужчин, которым делали татуировки.

Мужчины татуировались как на лице, так и на теле; у женщин не часто и лишь изредка на теле, а на лице обычно только около рта и подбородка.«Когда дочери важного вождя татуировали губы и подбородок, был установлен день, когда племя собиралось, чтобы посмотреть на работу художника. Некоторое время назад посылалась группа, чтобы принести в жертву члена другого племени и укрепить племя, съев его». [Элсдон Бест, пер. NZ Inst., xxx, 1897, с. 38.]

Поскольку художник был окружен самыми торжественными санкциями и соблюдением религии и в значительной степени обусловил качество его работ — как мы можем заключить из приведенного выше заявления о важности, придаваемой публичной демонстрации — ясно, что религия и религиозные чувства, хотя они накладывали на художника большие ограничения, должны были в то же время вдохновлять его делать все возможное в рамках наложенных ограничений.И важным дополнительным стимулом было общественное признание произведений искусства. О резьбе по дереву нам говорят, с одной стороны, что «отступление от линий, заложенных их предками, считалось aitua или дурным предзнаменованием для резчика, которое часто приводило к смерти»; а с другой стороны, их владельцы и люди в целом относились к прекрасным образцам с такой же любовью и восхищением, как ценители и любители искусства среди нас относятся к великим картинам или скульптурам.В то время как оригинальность художника таким образом сдерживалась традицией, усиленной сверхъестественными санкциями, техническое мастерство и, в узких пределах, известная свобода фантазии поощрялись той же самой традицией и тесно связанным с ней общественным мнением.

Рис. 92. — Носовая голова каноэ. Тщательная проработка деталей в этом случае была принесена в жертву акценту, сделанному на птицеподобной фигуре, смотрящей вперед. Резьба не закончена.
Номер музейного предмета: 18128
Номер изображения: 123

Слово «татуировка» использовалось выше для обозначения рассматриваемой нами операции, хотя типичное представление маори не было собственно татуировкой.Слово татуировка ( tattaow, tatu ) было представлено европейцам во второй половине восемнадцатого века капитаном Куком и его компаньоном, лейтенантом Бэнксом, и правильно относится к таитянскому процессу, который проводился среди светлокожих народов в различных частях мира. , перфорация кутикулы серией маленьких отверстий и введение пигмента, в результате чего при заживлении кожа показывала рисунок, образованный почти непрерывной линией маленьких синих пятен. Этому методу также следовали в Новой Зеландии, в основном для татуировок на теле; но характерный для маори процесс был известен как моко и заключался в выполнении ряда непрерывных небольших прямолинейных надрезов на коже путем постукивания легким молоточком по головке миниатюрного тесла с похожим на долото костяным лезвием, при этом красящее вещество немедленно удалялось. прикладывают к кровоточащей ране, вызванной таким образом.Когда раны заживали, узор появлялся в виде серий или групп борозд синего цвета на коже, иногда достаточно глубоких, чтобы в них можно было воткнуть булавку. Таким образом, Моко во всех смыслах и целях был чем-то вроде резьбы по коже.

Рис. 93. — Кормовая часть военного каноэ, содержащая, вероятно, те же символические элементы, что и носовые части таких каноэ.
Номер музейного предмета: P3223

Принимая во внимание податливость материала, особенно там, где, как на щеках, вблизи поверхности не было костей, точность и четкость, с которой были выполнены узоры, весьма замечательны.Художник сознавал важность своего призвания и, кроме того, знал, что создает памятник собственному мастерству, который останется на всю жизнь. «Привилегии моко [были] ограничены людьми знатного происхождения или воинами, прославившимися своими великими подвигами». «Иметь красивые татуированные лица было большой мечтой молодых людей, чтобы сделать себя привлекательным для дам и заметным на войне; ибо, даже если враг убивал, в то время как с головами без татуировок обращались с большим унижением и пинали с одной стороны, те, которые бросались в глаза своим красивым моко, тщательно отрезались и…. . сохранились». [Х.К. Robley, Moko or Maori Tattooing, pp. 26, 271 Головы родственников сохранялись с еще большей тщательностью.

Вопрос о том, была ли резьба по дереву или моко более ранним развитием, — это, конечно, открытый вопрос, но вряд ли можно сомневаться в том, что дошедшие до нас резьбы по дереву обязаны некоторыми из своих наиболее важных черт моко. Помимо целей, только что указанных как те, для которых предполагалось лицо моко, оно предназначалось для того, чтобы сделать внешний вид воина более ужасным для врага.Мрачная внушительность некоторых резных фигурок домов во многом обусловлена ​​традиционной манерой изображения лиц человеческих фигур, которые являются их наиболее важной чертой. Лица воинов, идущих в бой, с широко раскрытыми ртами, высунутым языком и глазами, широко сверкающими из-под напряженных бровей, служили образцом для этих в высшей степени идеализированных резных ликов. И моко, должно быть, в первую очередь предназначалось для того, чтобы подчеркнуть и отметить на живом лице в состоянии покоя эти черты выражения воина в момент достижения им идеала внушительности.

Если лицо левой фигуры (рис. 86) от дверной перемычки (рис. 87) сравнить с рисунком (рис. 88) основных очертаний (таких, как художник моко мог начертить свой рисунок на коже) резьбы, призванной реалистически изобразить голову мокоеда, и, далее, наброска собственного лица моко (рис. 89), сделанного вождем в качестве подписи к земельному пожалованию, видно, что обычное человеческое лицо на резьбе по дереву имеет очень близкое отношение, вероятно, по происхождению, к отметинам на лице моко.

В первом случае голова стала просто средством высоко стилизованной обработки областей рта и глаз, важнейших инструментов выражения лица. Едва ли нужно что-то большее, чем случайное сравнение упомянутых иллюстраций, чтобы сделать связь очевидной. Только два момента, пожалуй, нужно уточнить. Это укорочение носа, черта которого на некоторых рисунках почти исчезает, и акцент, сделанный на бугорке верхней губы, острием спускающемся к высунутому языку.В природе, даже в том случае, когда бугорок особенно заметен, вершина, которую он образует на нормальном очертании губ, имеет тенденцию исчезать из столь широко растянутого рта, каким он изображен на рисунках.

Рис. 94. — Носовая часть боевого каноэ. В этом примере можно отчетливо различить составную фигуру между двумя большими спиралями и изображение полубога Мауи на спине под ними.
Номер музейного объекта: P3109
Номер изображения: 121

На самом деле эти две точки тесно связаны.Отличительный нос моко с двумя спиралями с каждой стороны делает больший акцент на верхней из двух, которая обычно больше. Сам кончик носа вторгается в пространство, обозначенное внутренним контуром моко ротовой области. Именно эти основные очертания лица моко придают резчику по дереву черты его идеального лица. Таким образом, кончик носа включается в концепцию ужасающе раздутого рта, а верхние спирали носа наводят на мысль о звероподобном укороченном курносом носе, а нижние спирали ноздрей, незаметные в анфас, стремятся исчезнуть (см.Рис. 89, 91).

В связи с этим стоит отметить, что на одной из представленных на выставке голов мокоеда имеется особенность, которая, как говорят, является клеймом тех голов, которые сохранились в память о родственниках. В процессе мумификации губы сшивали между собой, швом соединяя бугорок верхней губы с серединой нижней. В мумифицированных головах это придает рту тот вид, о котором идет речь, и, возможно, внушение способствовало конечному результату.
Рисунок 87 — хороший пример нескольких основных элементов орнамента маори — спирали, завитка, шеврона и детали, называемой лестницей.состоящие из параллельных вертикальных или горизонтальных (в данном случае горизонтальных) линий, соединенных короткими полосами, которые иногда принимают форму шеврона. Искусное приспособление форм к доступному пространству, столь характерное для резьбы, хорошо иллюстрируется заполнением треугольных или грубо ромбовидных пространств между большими двойными спиралями и внешними краями орнамента, с одной стороны, и человеческими гротесками. с другой – с адаптацией формы лиц трех главных фигур.

Резьба, кажется, представляет старую легенду маори об искушении человека манайей или мифическим чудовищем с головой птицы. Руки фигур подняты вверх и оканчиваются обычной трехпалой (иногда иногда четырехпалой) кистью. Через основание каждой руки тянется голова манаи, которая, кажется, шепчет жертвам. Голова манаи снова появляется на каждом конце горизонтальной панели, поддерживающей три вертикальные фигуры, на этот раз с изогнутым клювом, острие которого теряется в случае других голов, дополнительно стилизованных под завиток или свиток.Первоначально глазные промежутки были заполнены, согласно традиции, дисками из раковины галиотиса, проколотыми, чтобы позволить появиться зрачку или радужной оболочке в форме небольшого штифта или выступа, вырезанного в середине глазного отверстия.

Рис. 95. — Домашняя резьба, изображающая два сросшихся человеческих гротеска. Головы расположены таким образом, что их длинные оси находятся под прямым углом к ​​осям тел; туловище показано в профиль, в отличие от конечностей и лица. Это обычное соглашение для резьбы такой формы, которая должна располагаться горизонтально.
Номер музейного объекта: P3111A
Номер изображения: 151 Рис. 96. — Домовая резьба, изображающая сросшихся гротеск человека и чудовище с головой птицы.
Номер музейного объекта: P3111B
Номер изображения: 150 Рис. 97. — Левосторонняя деталь резьбы дома, рис. 95. Середина туловища обхватывается левой рукой, условно трехпалой, с большим пальцем, предполагаемым продолжением указательного пальца назад.
Номер музейного объекта: P3111A
Номер изображения: 152

Дом представлял собой низкостенное строение с высокой двускатной крышей.Обычно была единственная дверь, с одной стороны которой было окно, обе открывались на крыльцо, которое занимало ширину передней части дома. Дома знатных особ и склады украшались резьбой как внутри, так и снаружи. Дверные проемы и окна имели искусно вырезанные косяки и перемычки. Покатые края фронтона были облицованы резными досками. Пространства между стойками, использованными при возведении стен, были заполнены рогожей. Острие фронтона венчала гротескно вырезанная человеческая фигура.Плиты с типичными человеческими гротесками иногда вешали, как картины, на циновку в доме, или использовали, чтобы закрыть небольшой проем двери амбара. Огромные вертикальные резные плиты, окрашенные в красный цвет, иногда обрамляли низкие внешние стороны крыльца. Все они считались важными произведениями искусства, очень ценились владельцами и вызывали восхищение у людей в целом.

Еще в конце семидесятых годов прошлого века сохранялись старые обычаи и обряды, связанные со строительством домов.Сохранился интересный рассказ о строительстве дома членом семьи вождей того времени, рассказанный его вдовой. Пять вождей, один из которых был братом вдовы, с примерно семьюдесятью соплеменниками доставили столбы для строительства на большое расстояние, стоимость перевозки и перевозки составила более восьмисот долларов. Первый возведенный пост был назван в честь вождя. Для помощи в поднятии хребта, названного в честь другого вождя, был послан тохунга, который пропел заклинание «Возвышение Тайнуи.Брат вдовы был одним из резчиков по дереву. Некоторые из рабочих сожгли несколько щепок от его долота в огне для приготовления пищи, и «на наш народ напала болезнь», так что пришлось провести особую церемонию, чтобы остановить чуму. Когда строительство было завершено, послали за другим тохунга для проведения церемоний, необходимых для снятия табу, которые касались строящегося дома и его строителей. Затем вошли мужчины и стали есть в доме. Наконец вдова и еще две женщины торжественно перешагнули через порог здания, когда на небе появилась утренняя звезда.Это сняло последнее табу, которое не позволяло женщинам входить в столь важный дом.

Стропила домов, верхние части и носы каноэ были раскрашены сложным и гармонично расположенным узором в черный, красный и белый цвета. Изготовление и спуск на воду военных каноэ сопровождались заклинаниями и церемониями, еще более многочисленными и сложными, чем те, которые сопровождали строительство домов. Образцы носовых и кормовых фигур, представленные здесь и представленные на выставке, демонстрируют стиль украшения каноэ, на создание которого было потрачено столько внимания и мастерства.Воздушный крылатый вид кормового орнамента, линии отделяемого носа, тянущиеся вперед к нетерпеливо напрягающейся фигуре на острие, так хорошо напоминающие своей посадкой человека, готового прыгнуть, или нырнуть, или взлететь, быстрое движение длинного каноэ, которое он, кажется, ведет или конвоирует – все это еще один пример высокого соответствия украшения маори предметам, на которые оно наносится.

Рис. 98. — Резной деревянный ящик для хранения таких ценностей, как перья птицы гуйя , которые вожди носили в качестве украшения для волос.Крышка коробки показана выше.
Номера музейных предметов, сверху: 29-93-14B, 29-93-14A
Номер изображения: 156 Рис. 99. — Ящик для перьев, с крышкой слева.
Номера музейных предметов, слева направо: 29-93-15B, 29-93-15A
Номер изображения: 157 центральная часть статуэтки предполагает связь с описанной выше манией украшения дома. Есть несколько элементов конструкции и дизайна, общих для обоих видов украшений каноэ (рис.92 и 93) с восточного побережья Северного острова. В орнаменте носа верхняя продольная центральная часть, оканчивающаяся вперед крылатой фигурой, а сзади поперечной плитой с маленькой фигуркой, смотрящей в лодку, ранее была вырезана из отдельной доски и называлась манайя, имя которой он сохранился при вырезании, как в показанных здесь образцах, из того же цельного бревна, что и остальная часть носовой фигуры – треугольное основание и поперечная плита. Манайя состоит из двух спиралей и составной фигуры между ними, которая по своему происхождению состоит из двух обнимающих танивов в профиль, обращенных друг к другу.На рис. 92 эта деталь выродилась в кажущуюся бессмысленной группу кривых. Под ними, на вершине треугольной опорной плиты, лежит на спине фигура Мауи, полубога, который своим рыболовным крючком выловил Северный остров Новой Зеландии из морских глубин. Под ним снова расположены три человеческие или получеловеческие фигуры, расположенные горизонтально. Ни на одной из фигур, изображенных здесь, резьба не была завершена — это был длительный процесс, а иногда растянувшийся на годы, — но на рис. 94 справа можно отметить специфическую особенность резьбы по дереву, которая снова появляется украшения дома, рисунки 95 и 96.На некоторых рисунках длинная ось лица расположена вертикально, а ось тела — под прямым углом к ​​ней. Это происходит в продолговатых резных фигурках, которые должны располагаться горизонтально по длинной стороне, и условность, без сомнения, связана с желанием удерживать голову в ее нормальном положении по отношению к смотрящему, чтобы ее можно было легко узнать.

Практически такие же детали конструкции прослеживаются в ахтерштевне (рис. 93), в различных формах и различном расположении.

Рис. 100. — Перьевой ящик. Эти шкатулки, на резьбу которых, при изящном расположении и сочетании спиралей и завитков, было затрачено столько тщательного труда, относятся к числу прекраснейших произведений мастеров маори.
Номера музейных предметов: P3112.3 / P3112.4
Номер изображения: 155 Рис. 101. — Фрагмент рис. 98. Ручка, вырезанная в виде гротескной человеческой фигуры, вероятно, изображающей предка.
Номер музейного объекта: 29-93-14A
Номер изображения: 158

Для объяснения происхождения спирали маори были предложены различные варианты.Из них, пожалуй, наиболее многообещающим является тот, который сделает его змеиным и напрямую свяжет с манайей. Хотя в Новой Зеландии нет змей, память племени маори длинна и сохраняет другие элементы среды, предшествующей той, в которой письменная история знает этот народ. Спираль, как мы видели, образует важную черту лица моко. В нательной татуировке она появляется на ягодицах, а при переносе на все лицо человеческой фигуры смещается вперед, закрывая бедро и пах.С таким обращением с ним можно сравнить его размещение на верхней части туловища в таких резных фигурках, изображающих грудь, хотя оно захватывает и плечи. Другой результат условности, посредством которой элементы вида сбоку тела превращаются в вид анфас, показан в человеческих фигурах, вырезанных на плитах, рис. 95 и 96, на которых туловище в отличие от конечностей и голова показана в профиль. Подобные приемы, несомненно, связаны с искусной символикой, значение которой до сих пор в значительной степени скрыто за этими фигурами, достаточно искаженными и гротескными, рассматриваемыми просто как изображения человеческой формы, но которые так хорошо заполняют свое место в декоративной системе или схеме, обладающей неповторимая и особенная красота.

Не только продукты и процессы, но и материалы и инструменты ремесел считались священными, наделенными или охраняемыми божественной силой. Деревья, из которых изготавливались доски для их резьбы и другие материалы для строительства домов и лодок, были предметом особого почитания, если не поклонения. Знаменитые деревья носили особые имена и обладали особыми сверхъестественными качествами. Некоторые из них были разделены на поколения для постройки большого военного каноэ.

Легенда о прибытии таки-тиму, одного из флотилий каноэ, которые, как считается, доставили полинезийских предков маори в Новую Зеландию с Таити в четырнадцатом веке нашей эры, содержит интересную картину условий под которым были построены великие военные каноэ.

Таки-тиму был построен из большого дерева, стоящего у ручья. Дерево было освящено для этой цели предком строителей. Его срубили, подкопав под корень, а рядом с распростертым стволом построили навесы для рабочих и склады для их еды. Для руководства работой были посланы эксперты, и каменные топоры этих великих тохунга получили особые имена. Перед началом работы над топорами, деревом и рабочими произносились заклинания.

. . . О Ио-всеродитель.
. . . дай этим твоим сыновьям
Чтобы они могли обладать древними и оккультными силами,
Подобно твоим богоподобным сыновьям. .
Теперь я поднимаю свои знаменитые топоры.
Топоры с большими лезвиями, острые топоры. . .
Они входят в лес. . .
Как называется мое каноэ? Это Те-пу-венуа! . . .
Как каноэ темных веков моя каноэ!
Как те, которыми пользовались боги. . .
Лодка, которая направит курс к новой земле, — моя лодочка! .. .
Мое каноэ смело бросить волны океана!
Чтобы добраться до земли, на материк, направьте ее курс!

Когда ствол был сформирован, был вырыт ров и закопан в него корпус, чтобы приправить древесину. Тем временем отдельные части, носовая и кормовая оконечности, надстройки, носовая часть, мачта, которая должна была нести треугольный матовый парус, и реи, были выровнены, а затем также приправлены тем же способом, что и корпус. Когда каноэ было готово, его при помощи салазок подтаскивали к тому месту на берегу, откуда его должны были спустить на воду.Там были нанесены последние штрихи; корпус и обшивка были обмазаны смолой и выкрашены в красный цвет гематитом.
Из других образцов резьбы маори, представленных на выставке, наибольший интерес представляют шкатулки для перьев (рис. 98, 99 и 100), боевые тесла (рис. 102 и 103) и подвески из нефрита в виде человеческого зародыша (рис. 102, 103). Рис. 105.) Ящики служили для хранения перьев, которые носили как украшения для волос. На них изображены интересные формы человеческой фигуры (вырезанные в виде ручек для ящиков), свитка, лестницы, спирали и их комбинации, которые являются основными элементами рисунка в других резных фигурках.

Рис. 102. — Локи , или боевое тесло, оружие вождя, с лезвием из зеленого камня. Это оружие всегда было редкостью и высоко ценилось.
Номер музейного предмета: 29-93-13
Номер изображения: 174

Фигура 102 представляет собой особенно прекрасный образец военного тесла с изящной формой и идеальными пропорциями и балансом его частей. Ученый и отзывчивый исследователь жизни и искусства маори, говоря о превосходном вкусе, который их мастера проявляли в своей работе, и о подлинном художественном чутье, которое они проявляли, о терпеливом труде любви, дарованном для украшения даже самых простых предметов. повседневного использования, недавно сказал: «Маори никогда не позволяли декоративному посягать на полезное или портить его.Орнаментальная резьба была ограничена такими частями орудий, чтобы исключить любое вмешательство в эффективное обращение с ними. Когда вы видите весло для каноэ, покрытое резьбой, будьте уверены, что оно не использовалось для гребли. Когда вам предложат рукоятку каменного тесла с резными узорами на рукоятке, отвергните ее с горькими словами. Это мошенничество. . . . . Неолитические маори сочетали полезное и декоративное всякий раз, когда это было возможно. . . . [Он] был больше, чем ремесленником, он был художником.Он любил украшать самый простой предмет, созданный его руками, и выражать в каждой ткани свою высокую оценку истинной и добросовестной работы». [Отношение декоративного искусства к полезности артефактов маори, обращение Элсдона Беста к Академии изящных искусств Веллингтона, Новая Зеландия, 12 октября 1918 г.]

С примитивными средствами в его распоряжении красивые линии и идеальная отделка твердого зеленого камня только в показанном здесь оружии требовали уровня мастерства и кропотливого мастерства, которые кажутся почти невероятными.И самые древние и лучшие работы этих мастеров были выполнены до того, как белый человек принес им железо и сталь, чтобы заменить кость, раковину и камень инструментов их собственного изобретения. Разве не более чем совпадение, что совершенствование инструментов и открытие более простых способов обращения с огнеупорными материалами идут рука об руку со снижением качества изготовления и ослаблением преданности рабочего делу, сами трудности которого были шпорой?

Х.ЭМ-М-М.

Рис. 103. — Рукоятка вождского тесла.
Номер музейного объекта: P3193
Номер изображения: 173 Рис. 104. — Головка с лезвием вождского тесла. Рисунок 102.
Номер музейного объекта: 29-93-13
Номер изображения: 175 Рис. 105. — Хейтики (хей, шейное украшение, тики, резная фигурка) из зеленого камня. Это были очень ценные реликвии и памятные вещи умерших. К ним относились с особой любовью и почтением.
Номер музейного объекта: P3124
Номер изображения: 137 Инжир.106А. — Два вида резной деревянной чаши, вроде той, в которой ставили еду перед почетными гостями.
Номер музейного предмета: 29-93-41
Номер изображения: 134 Рис. 106Б. — Два вида резной деревянной чаши, вроде той, в которой ставили еду перед почетными гостями.
Номер музейного объекта: 29-93-41
Номер изображения: 133 Рис. 107. — Фрагмент резьбы большого ящика для хранения ценностей.
Номер музейного объекта: P2241 Рис. 108. — Стойка из оконной рамы.
Номер музейного объекта: P3110
Номер изображения: 146

Маори Моко, из сохранившейся головы в университетском музее. Нарисовано М. Луизой Бейкер.

Маори Моко, из сохранившейся головы в университетском музее. Нарисовано М. Луизой Бейкер.

Этапы вырезания ложки: фотоурок

Этапы вырезания ложки

Этапы начинаются с расщепленной ветки зеленого дерева. Я начинаю с острого топора, но вот несколько готовых ложек, чтобы дать представление о том, куда мы направляемся:

сначала несколько готовых ложек: (слева направо) одна из моих, традиционная (восточноевропейская?) ложка, возможно, из самшита, и ложка Билла Копертуэйта.

готовые ложки, обратная сторона; нажмите на фото, чтобы узнать больше о геометрии и дизайне прекрасной центральной ложки.

6 этапов черновой обработки ложки (от Р до Л! Мой мозг был в другой стране). Штриховка (красно-черная) показывает древесину, которую необходимо удалить. Простые, быстрые удары топориком, всегда работающие гранями под углом 90° друг к другу. Прямоугольность позволяет сразу увидеть пропорции.

1-й разрез: скос задней части чаши

начертить чашу (в общем случае чаша должна составлять 1/3 от общей длины ложки)

форма ручки; Держите края чистыми!

при формовке рукояти, как правило, можно удалить большую часть древесных отходов одним или двумя раскалывающими ударами от конца, спускающегося к чаше

Вытащив небольшой клин между миской и ручкой, вы установите важнейший угол, который удерживает суп в ложке на пути ко рту!

после того, как вы вынете маленький клин, вы придадите рукоятке соответствующую форму.Хитрость заключается в разрезании лицевой стороны миски: он берет ломтик поперек волокон, а ложка лежит боком на блоке. Следите за видео или покадровой съемкой…

с ним можно есть!

, но будет красивее, если вы закончите формовать: это первый раз, когда вы будете резать под углом менее 90°, но срезы должны быть примерно симметричными

формирование округлости чаши – это то, где вам нужно больше контроля, чем топор обеспечивает; использовать нож

грани показывают объемные пропорции.Важно, чтобы край чаши был одинаковой толщины. Если вы этого не сделаете, вам, возможно, придется отрегулировать форму чаши, чтобы вместить более тонкие или более толстые пятна по краям.

Только теперь вам нужен кривой нож или долото, чтобы выдолбить чашу

Вы можете быстро добраться до этого этапа; отделка может быть долгой и медленной или быстрой и грязной. Мне нравится отделка лезвием, и это хороший вызов, чтобы увидеть, насколько хорошо вы можете скруглять предметы, используя только лезвие; в некоторых лесах вы также можете использовать скребок.

 

Как украсить деревянную чашу или вазу объемной резьбой | Своими руками

© Автор: Андрей Громов Фото автора

У большинства увлеченных изготовлением мисок, ваз и других предметов, служащих украшением интерьера, на токарном станке по дереву – рано или поздно возникает вопрос: как сделать станок, который будет смотреться оригинально?

Для решения этой задачи токари успешно используют разные варианты: роспись красками, декорирование орнаментом, декорирование красками, воском, тонирование маслом.А также декорирование пирографией, аэрографией, текстурирование специальными резаками и даже обжиг огнём.

Заготовка перед шлифованием

В этой статье мы поговорим еще об одном распространенном способе – это декоративная резьба. Резьба токарного изделия может быть разной: геометрическая резьба, шлицевая, фактурная и самая сложная – объемная резьба.

Техника объемной резьбы изучалась годами. Для этого нужно иметь достаточно терпения и хорошего наставника.В таком сложном деле не обойтись без школы или мастера, который приложит свою руку. Помимо всего этого, нужен целый арсенал инструментов – хорошие фрезы стоят недешево, а для полноценного проекта вам нужен не один и не два, а набор разного размера и под разные задачи.

Резная пластина из капа клена (вид снизу)

Но открою вам один секрет: есть достойные проекты, способные удовлетворить вкус любого ценителя и любителя прекрасного, которым не требуется всего вышеперечисленного.Все, что вам нужно, это минимальный навык резьбы по дереву, пара стамесок и, конечно же, несколько часов свободного времени (а может быть, и дней).

Для успешной реализации этого проекта на первом этапе нам также понадобится токарный станок с индексным кольцом и разметочным толщиномером (что совсем не сложно сделать своими руками).

Резная пластина из капа клена (вид сверху)

Заготовка, закрепленная на планшайбе, обтачивается снаружи до тех пор, пока ей не будет придана нужная форма.Поверхность не шлифуется во избежание попадания абразива под режущую кромку фрезы. Затем, фиксируя заготовку в одном из 24 положений делительной окружности, на заготовке чертят линии разметочным калибром. Также необходимо заранее позаботиться о том, как будет крепиться заготовка для установки на станок и обработки салона. Для этого можно сделать шип для патрона из самой заготовки, либо приклеить деревяшку и выточить из нее шип. Можно вырезать стандартную канавку для губок патрона, а затем обыграть ее как украшение.


Смотрите также: Рельефная резьба по дереву своими руками – мастер-класс для начинающих


Затем можно приступать к резьбе.

Здесь понадобятся специальные тиски для нарезания резьбы с возможностью фиксации на них планшайбы или патрона. На них удобно фиксировать заготовку под нужным углом для удобства нарезания резьбы. Прежде чем приступить к вырезанию, желательно сделать надрезы по отмеченным линиям. Для этого подойдет японская пила с тонким полотном. А для самой резьбы вполне достаточно полукруглой стамески с большим радиусом или даже обычной прямой стамески шириной 10-20 мм.Необходимо только часто разворачивать заготовку, чтобы выбрать правильное направление волокна.

Резная ваза из американского ореха. Резной кубок из американского ореха. Миска резная из орехового дерева

Придав заготовке требуемую форму, нужно все тщательно отшлифовать и сгладить острые края. Для этого наждачную бумагу нарезаем на полоску и приклеиваем на длинную стружку, которая может гнуться – так мы сможем довести плавные округлые формы.Закончив шлифовку, снова поставьте заготовку на станок и снимите внутреннюю часть. После этого останется только доработать недостающие детали и можно делать финишное покрытие.

Разметка заготовки разметочным калибром
Тиски отрезные с резьбой М33*3,5

В заключение хотелось бы дать небольшой совет любителям токарной обработки: если вам попалась красивая деревяшка, не спешите сразу делать из нее банальную чашу или тарелку.Возможно, он заслуживает более тщательного подхода. Сядьте, подумайте и выберите способ обработки, при котором красота дерева будет соответствовать отделке и еще больше порадует людей, которые получат ваше изделие.


Ссылка по теме: Резьба по дереву для начинающих – Резной набор своими руками


ОБЪЕМНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВЕ СВОИМИ РУКАМИ – ВИДЕО

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРОВ И ТОВАРОВ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх